Психологическая помощь при ПТСР. ГЛАВА 10

Предыдущая ГЛАВА 9.

ГЛАВА 10. Почему психологи и психология помогают при разных психологических проблемах, в том числе при ПТСР? Различные методики психологической помощи и самопомощи при ПТСР и не только.

В предыдущей ГЛАВЕ 9 мы писали о таком методе психологической помощи при ПТСР, как выражение накопленного негативного аффекта с помощью психолога или самостоятельно. Возникает логичный вопрос: а почему работа с аффектом помогает при ПТСР? И даже шире: почему психологи и психология помогают при разных психологических проблемах, в том числе при ПТСР? В чем секрет эффективности психологической помощи? Ну, вот в чисто техническом смысле… почему это помогает?

Естественно, в психологии на эту тему есть разные предположения, гипотезы и мнения. Расскажем о том, что кажется нам неплохим объяснением. Расскажем применительно к теме публикации – ПТСР, естественно. Но вообще, это предположение можно распространить на всю помогающую психологию, с некоторой степенью условности.

Упрощенная модель работы психики, или почему психологи помогают?

Существует упрощенная модель работы мозга и психики, объясняющая почему, воздействуя на эмоции, психолог может помочь человеку вообще, и с ПТСР, в частности. Эту модель предложил в 1960-х годах американский нейрофизиолог Пол Маклин в своей книге «Триединый мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях» (The Triune Brain in Evolution: Role in Paleocerebral Functions). Модель триединого мозга (или модель тройственного ума, как её иногда называют) не очень пригодна для полноценного описания работы мозга – слишком она примитивна. Многие серьёзные нейрофизиологи эту модель отвергают. Но вот для описания таких простых процедур, как психологическая помощь и психотерапия, она вполне может быть использована. В конце концов, нам, психологам, необходима меньшая точность моделей, чем нейрохирургам.

Суть в следующем. Сильные травмирующие стимулы из внешней среды, как и любые другие внешние стимулы, воспринимаются органами чувств и обрабатываются корой головного мозга. Задействованные в этих процессах нейроны коры передают импульсы в подкорковые структуры головного мозга, где формируются, в том числе, эмоции и чувства.

Если внешние стимулы были реально травмирующими по силе и (или) по содержанию впечатления, то в подкорке возникают чрезвычайно сильные и стойкие очаги возбуждения, которые формируют аффекты – негативные по содержанию и длительные, ригидные по продолжительности. Это закономерная реакция на негативный травмирующий стимул.

Далее задействованные в этих процессах нейроны подкорки передают импульсы уже в стволовые участки мозга, регулирующие самые базовые физиологические функции организма. Закономерно эти функции изменяются. В случае адаптивной реакции в форме борьбы, застывания или бегства, а в случае дезадаптивной реакции (вызванной нервной или психологической травмой) в форме психосоматического расстройства, ПТСР и т. п.

Вот очень сжато и упрощенно механизм происходящего с психикой человека при травмирующем воздействии извне.

Так почему психологи и психология помогают при разных нервных, психологических и психосоматических проблемах, в том числе при ПТСР? Ответ простой. Психолог при вербальной (словесной) психологической помощи и психотерапии проходит тот же путь, что травмирующие стимулы. Он подбирает определенные слова, просит представить определенные образы или проделать определенные мыслительные упражнения. Всё это делается в форме, так называемых, психотерапевтических методик. Они являются для клиента психолога внешним воздействием (стимуляцией), как и травмирующее воздействие (стимуляция), но противоположным по направленности. Воздействие, которое лечит, а не калечит.

Далее всё просто. Психотерапевтическое воздействие проходит тот же путь в психике, что и травмирующее. Психотерапевтические стимулы воспринимаются органами чувств и обрабатываются корой головного мозга. Задействованные в этих процессах нейроны коры передают импульсы в подкорковые структуры головного мозга, где формируются, в том числе, эмоции и чувства. Но в случае психологической помощи и психотерапии формируются стойкие позитивные эмоции. Это в случае, если психологу удалось точно подобрать методики психологической помощи.

Если психологу удалось создать сильные и стойкие очаги нового позитивного возбуждения в подкорке у клиента, если в результате у клиента сформировались позитивные по содержанию и длительные по времени эмоции, то они погасят и заменят собой те негативные аффекты, которые существовали раньше. Клиент психолога вместо негативных аффектов начнет испытывать стойкие позитивные эмоции.

Дальше тоже просто. Задействованные в психотерапевтических процессах нейроны подкорки передают импульсы уже в стволовые участки мозга, регулирующие самые базовые физиологические функции организма. Если позитивные эмоции подкорки (вызванные, например, психологом или самостоятельно) были достаточно сильными и длительными, если импульсам из подкорки удалось пройти в стволовые участки мозга, то базовые физиологические функции организма закономерно изменяются. В данном случае возвращаются к нормальным и адаптивным. Происходит чудо исцеления.

Строго говоря, в данном примере чудо исцеления происходит дважды. В первый раз – в подкорковых структурах мозга, когда у человека улучшается эмоциональное состояние, и он избавляется от аффективных расстройств. Во второй раз – в стволовых структурах мозга, когда у человека улучшаются и приходят в норму базовые физиологические процессы, когда проходят психосоматические заболевания, вызванные прежним травмирующим воздействием.

Вот вкратце эта модель и ответ на вопрос, как и почему помогают психологи при самых разных психологических проблемах и расстройствах, в том числе при ПТСР. Всё дело во внешних стимулах. Внешнее воздействие (стимуляция) может довести до психологической проблемы, болезни и даже убить, а может оказать психологическую помощь, вылечить от психосоматических болезней и сделать человека благополучном и счастливым.

Желающим изучить эту тему глубоко мы рекомендуем читать на тему строения и физиологии мозга, а также публикации по бихевиоризму, основоположником которого считается Беррес Фредерик Скиннер – один из самых влиятельных психологов середины ХХ века.

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ)

Одним из эффективных способов психологической помощи вообще, и при ПТСР в частности, является метод эмоционально-образной терапии (ЭОТ), разработанный известным российским психотерапевтом профессором Николаем Дмитриевичем Линде. Нам повезло учиться у него ещё в бытность свою студентами факультета психологии университета. Плюсы эмоционально-образной терапии заключаются в широкой применимости метода при самых разных психологических и психосоматических проблемах, в эффективности метода, в его простоте освоения и применения, в его доступности для самопомощи. К сожалению, простота метода эмоционально-образной терапии иногда является минусом. На рынке психологии появляется большое количество людей без серьёзного психологического образования, поверхностно освоивших метод и продвигающих свои услуги психолога.

Краткое описание метода ЭОТ

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) – метод, принадлежащий к психодинамическому направлению в психотерапии. В основе ЭОТ лежит воздействие на эмоциональное состояние человека с помощью мысленной трансформации образа этого состояния.

ЭОТ является методом управляемого диалога с бессознательным миром клиента при помощи:
— создаваемых клиентом спонтанных образов, выражающих проблемное эмоциональное состояние,
— последующего анализа этих образов,
— специальных воздействий, направленных на трансформацию проблемных состояний через работу с образом.

В общем виде ЭОТ может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство. Весь терапевтический процесс по этой схеме может быть представлен как последовательность из десяти шагов.

Процедура ЭОТ

1. Клиническая беседа. Выделение значимого симптома проблемного состояния и его актуализация здесь и теперь.

2. Прояснение симптома. Симптом должен быть ясно очерчен и найдено его телесное выражение. Также должна быть установлена связь между конкретной ситуацией и возникновением симптома.

3. Создание образа. Симптом надо представить в форме некоторого образа, локализованного в теле человека или в пространстве.

4. Исследование образа. Образ изучается в его чувственных характеристиках: размер, форма, цвет. Также образ изучается с точки зрения функций (что он делает для человека) и с точки зрения взаимоотношения между образом и носителем.

5. Проверка на фиксацию. Проверяем наличие эмоционально-энергетической связи между образом и состоянием человека.

6. Трансформация образа по одной из базовых стратегий трансформации образа, например: созерцание, мысленное действие, диалог, замена, передача чувства, расширения осознавания и т. п.

7. Интегрирование образа с личностью. Если достигнуто желаемое состояние клиента, то образ принимается внутрь тела, как часть своей личности или с образом устанавливаются позитивные взаимоотношения.

8. Ситуационная проверка. В случае успеха психотерапии, если клиент представляет себе травмирующую ситуацию, то негативное состояние не должно возникать. В противном случае психотерапия продолжается.

9. Экологическая проверка. Выясняем, не возникло ли у клиента протеста на новое состояние, побочных нежелательных симптомов. При возникновении работаем с новым негативным состоянием.

10. Закрепление (внутреннее якорение). Клиент договаривается с достигнутым состоянием, чтобы оно сохранилось на необходимый срок.

Если вас заинтересовал метод эмоционально-образной терапии (ЭОТ), рекомендуем изучить его и попробовать в практике. Повторимся, метод несложен в освоении. ЭОТ позволяет быстро и эффективно помогать другим людям и самому себе при самых разных нервных расстройствах, психологических проблемах, психосоматических заболеваниях, в том числе при ПТСР.

Терапевтические метафоры Роберто Ассаджиоли

Терапевтические метафоры Роберто Ассаджиоли вполне применимы для психологической помощи при ПТСР. На наш субъективный взгляд, обычно они менее эффективны, чем описанный выше метод ЭОТ, но для некоторых людей они могут явиться пригодными и результативными. Ведь в психологии не существует универсально эффективных методик, всё приходится подбирать индивидуально.

Итальянский психолог и психиатр Роберто Ассаджиоли соединил в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии – всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др. Он разработал новый метод лечения, которому дал название психосинтез.

Курс психологической помощи с методом психосинтеза включает в себя работу с 15 психотерапевтическими метафорами. Принципиальное отличие от ЭОТ заключается, в том числе в том, что темы образов не создаются клиентом психолога самостоятельно, а предлагаются психологом по определенной схеме.

Например, метафора «Луг» – это символ психологического «Райского сада». Он помогает вернуться к природе человека, к его бессознательному началу, к истокам детства. Метафора «Луг» построена таким образом, чтобы проработать все травматические последствия ресурсами детского «Я», т. е. самой базой личности человека.

Например, метафора «Символ животного на лугу» вызывает символ или образ того, с кем человек себя идентифицирует. Этот символ является ключевым для терапии личности пострадавшей от травматического впечатления.

В принципе, в практике психологической помощи интересны и полезны все 15 психотерапевтических метафор Роберто Ассаджиоли. Но мы неслучайно упомянули метафоры «Луг» и «Символ животного на лугу». Именно они наиболее эффективны в практике психологической помощи при ПТСР.

Метод психосинтеза и психотерапевтических метафор Роберто Ассаджиоли легко ищется в Интернете. Рекомендуем психологам и обычным людям, работающим с ПТСР, с этим ознакомиться.

Нейролингвистическое программирование (NLP)

Методы НЛП (NLP) были разработаны американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. Создатели НЛП утверждают, что существует связь между неврологическими процессами (нейро-), языком (лингвистическое) и паттернами поведения (программирование), а также о возможности влиять на них специальными техниками для достижения желаемых целей. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некой области, для приобретения их навыков.

Для психологической помощи при ПТСР некоторые практические психологи используют методики НЛП, в частности рефрейминг и одну из его форм – «лестницу смысла».

Эффективность использования НЛП при ПТСР дискуссионна. На наш взгляд, эффективность НЛП преувеличена в принципе, а применительно к психологической помощи при ПТСР, в частности. Но мы осознанно упоминаем НЛП в этой публикации по причине, уже описанной выше. В психологии не существует универсально эффективных методик, всё приходится подбирать индивидуально.

Групповые психологическая помощь и психотерапия

Групповые психологическая помощь и психотерапия — это наиболее часто используемый вид терапии для людей, переживших травмирующий опыт, травмирующее впечатление. Часто групповая терапия проводится в сочетании с разными видами индивидуальной терапии. Каким бы ни был групповой формат: открытая ли группа или закрытая группа – групповая психотерапия обычно направлена на достижение следующих психотерапевтических целей:

1. Эмоциональное единение и проживание с группой пострадавших (и с психологом) повторного переживания психологической травмы в безопасном пространстве психотерапевтической группы.

2. Снижение чувства изоляции и возникновение чувства принадлежности, уместности, общности целей, комфорта и поддержки. Создание поддерживающей атмосферы принятия и безопасности.

3. Работа в одной группе с теми, кто имеет похожий опыт, что дает возможность почувствовать общие тенденции собственного опыта.

4. Избавление от чувств изолированности и отчуждения, несмотря на уникальность травматического переживания каждого участника группы.

5. Обеспечение социальной поддержки и возможности разделить с другими людьми эмоциональное переживание.

6. Прояснение общих проблем, обучение методам психологической самопомощи с последствиями психологической травмы.

7. Наблюдение за тем, как другие переживают вспышки интенсивных аффектов, что дает поддерживающий и ободряющий эффект. Принятие и неосуждение себя.

8. Возможность быть в роли того, кто сам помогает другим пострадавшим — осуществляет психологическую поддержку, вселяет уверенность, способен вернуть чувство собственного достоинства и безопасности.

9. Развитие чувства локтя, когда общие проблемы разделяются участниками группы друг с другом.

10. Преодоление чувств потерянности и собственной неценности («Мне нечего предложить другому»).

11. Возможность узнать о жизни других членов группы и смещение таким образом фокуса внимания с чувства собственной изолированности и негативных самоуничижительных мыслей. В том числе, уменьшение чувства вины и стыда, развитие доверия, способности разделить горе и потерю с другими людьми.

12. Возможность общей работы с «сокровенными тайнами души» — способность и умение делиться переживаниями с кем-то, кроме самых близких людей.

13. Укрепление уверенности в том, что возможен прогресс в психотерапии и в том, что возможна новая благополучная жизнь.

14. Принятие нового группового ощущения жизни, дающего возможность участникам группы воспринять стрессовое событие иным, более оптимистичным образом.

Психологическая самопомощь методом ведения дневников

Осознание своей психологической проблемы и самонаблюдение её симптоматики способствует самоконтролю своего психологического и телесного состояния. Самоконтроль нередко приводит к улучшениям и выздоровлению. Поэтому пострадавшим от ПТСР рекомендовано вести дневники самонаблюдения за своим психологическим состоянием и за своей симптоматикой.

Истоки метода ведения дневников уходят к методу 12 шагов, изначально используемого для лечения алкоголизма, в том числе в клубах «Анонимные алкоголики». Изначально 12-шаговая программа была с ярко выраженным религиозным акцентом. Это связано с тем, что создателем реабилитационного метода 12 шагов явилась протестантская церковная община. Сейчас религиозный акцент метода значительно уменьшен, а сам метод используется для лечения самых разных зависимостей, для психологической помощи при психологических проблемах и нервно-эмоциональных расстройствах.

Если вы готовы ежедневно отслеживать своё состояние, фиксировать его в дневниковых записях, пытаться контролировать его усилием воли, радоваться своим победам и анализировать проигрыши, то метод ведения дневников может оказаться для вас очень подходящим и эффективным. Суть и процедура метода ведения дневников легко ищется в Интернете самостоятельно. К ПТСР метод ведения дневников вполне применим и даёт положительные результаты.

Психологическая помощь и психотерапия методом творческого самовыражения

К методу ведения дневников примыкает метод творческого самовыражения. По своей психотерапевтической сути эти два метода подобны. Разница заключается в том, что при ведении дневников человек фиксирует свое состояние с помощью слов в дневнике, а при творческом самовыражении он делает это с помощью продуктов творчества, например рисунков или вылепленных фигурок. Суть и процедура метода творческого самовыражения легко ищется в Интернете самостоятельно. Особенно любят метод творческого самовыражения в психиатрии. Он даёт очень неплохие результаты при тяжелых состояниях и расстройствах психики.

Продолжение ГЛАВА 11. Метка цикла ПТСР.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!