Консультация психолога: адаптация к стрессу – адаптируйся или умри?

Адаптация: теория и практика в психологии, стресс и дезадаптация, консультация психолога по поводу адаптации, психологическая диагностика дезадаптации человека, пути выхода из создавшейся психологической и социальной ситуации, самопомощь при дезадаптации.

Краткое содержание

Что такое адаптация, гомеостаз и дезадаптация.
Теория стресса и риск гибели организма.
Как связаны адаптация и стресс.
Что такое ФУС.
Готовность противостоять изменяющейся среде.
Социально-психологическая адаптация и индивидуальный личностный барьер.
Как может проявляться дезадаптация по психологическим причинам.
Помощь психолога при дезадаптации, стрессе и при выработке адаптивного поведения.
Самопомощь при стрессе и дезадаптации.

Введение: про адаптацию и дезадаптацию

Каждый живой здоровый организм обладает биологическими механизмами устойчивости к воздействию среды, и каждый живой организм вынужден решать возникающие перед ним проблемы. Хочет он или не хочет – решает. Такова необходимость для выживания. Это и есть адаптация, или «приспособление», если переводить с латыни.

Адаптировался – значит оптимизировал функции организма и сохранил гомеостаз. Если упрощённо, гомеостаз — это постоянство состава внутренней среды и некоторых функций организма (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и т. д.). Гомеостаз – это динамическое равновесие, баланс, между собой и изменчивой внешней средой. Если поддержал динамическое равновесие (гомеостаз) – значит, выжил. Живёшь дальше и радуешься. А вот если требования внешней среды превышают ресурсы организма, и повлиять на себя и на среду организм не может, то тогда происходит дезадаптация.

Нередко в нашу психологическую аналитическую консультацию «Успешные мозги» клиенты обращаются с проблемами своей адаптации в сложных для них жизненных ситуациях. Далеко не всегда взрослые люди могут справиться с задачей самостоятельно. Психолог играет ключевую роль в помощи клиенту при стрессе и дезадаптации.

Дезадаптация бывает разная, и она может затрагивать значительное количество сфер жизни человека. Но в этой статье мы, как профессиональные практикующие психологи-консультанты, будем говорить преимущественно о психологической и социальной адаптации и дезадаптации. Но мы не можем пройти мимо физических и физиологических последствий дезадаптации после стресса.

Какая бывает адаптация у личности?

Адаптивность — это ресурсность (способность) организма человека активно приспособиться к чему-либо. Если приспособился, наступает состояние адаптации. Оно динамическое, изменчивое. Сегодня – есть, завтра – нет или есть, но в меньшей степени. И наоборот.

Адаптация бывает разных видов. Биологическая – приспособление тела и физиологических процессов к внешней среде. Психологическая – приспособление психики к изменчивому внешнему миру. Выделяют ещё социальную адаптацию. Социальная адаптация – это приспособление человека, как отдельной личности, со своими собственными потребностями, интересами и мотивами к социальной среде, обществу, группе, рабочему коллективу или семье. Мы обычно говорим об общей социально-психологической адаптации. Эта социально-психологическая адаптация происходит путём усвоения знаний и представлений о нормах и ценностях данного общества. В нашей психологической аналитической консультации «Успешные мозги» мы помогаем людям с трудностями в психологической и социальной адаптации. У нас даже в дипломах о высшем образовании написано: психолог, специалист по социальной адаптации населения.

«Большой психологический словарь» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, упоминает о том, адекватность человека, есть показатель социальной адаптации «адекватное восприятие окружающей̆ действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других».

Когда можно считать, что человек условно адаптировался? Когда он либо изначально воспитан в ценностях данного общества, либо позже принял их. Адаптировавшийся в обществе человек соблюдает правила этого общества, обладает знаниями (образованием), которое ценится в данном обществе, активно общается (взаимодействует) с членами этого общества и проявляет активную деятельность в рамках правил этого общества.

Кстати, критерий активности неразрывно связан с адаптацией.
Активен – значит адаптивен.
Адекватен – значит адаптивен.
Здоров – значит адаптивен.

А как же интеллект? Разве ум не помогает успешно адаптироваться в социуме? Этот вопрос неоднократно поднимался в истории психологии.

В психологии было направление – функционализм (основатель направления американский психолог Уильям Джеймс). Это направление психологии начало изучать и сопоставлять разные эволюционные формы поведения и психических процессов. Позже, на базе этого направления швейцарский психолог и философ Жан Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Он поддержал идею о том, что интеллект выполняет функцию адаптации к новой обстановке. Интеллект не равен навыкам и тем более не равен инстинктам. По мнению Жана Пиаже, навыки и инстинкты помогают адаптироваться не к новым, а к повторяющимся обстоятельствам, а именно интеллект – к новым. Далее, с развитием таких областей психологии, как зоопсихология и этология, были сделаны выводы о том, что на психику и поведение индивида оказывает влияние образ жизни как адаптационный механизм. Если мы переходим от теории и практике зоопсихологии в область психологии человека, то эти выводы не утрачивают своей справедливости и в отношении людей: интеллект и образ жизни.

Кое-что и дезадаптации

Дезадаптация – это нарушение биологической, психологической или социальной приспособленности личности к меняющимся условиям биологической и социальной среды обитания.

Например, устойчивую дезадаптацию и трудности психологической и социальной адаптации испытывают люди с физическими или психическими недостатками или дефектами (сейчас принято определять эти понятия более мягко – особенностями). Биологическая дезадаптация из-за мешающих особенностей организма усугубляет психологическую и социальную дезадаптацию человека.

Иногда психологическая и социальная дезадаптация личности проявляется в психологическом сопротивлении, ригидности и неспособности индивида приспособляться к новым условиям социума, принимать и соответствовать «правилам» различных социальных ролей.

Адаптивность любого человека не безгранична. Российский психиатр Ю. А. Александровский писал, что адаптационный̆ барьер – это условная граница параметров внешней̆ среды, в том числе и социальной̆ среды, за которыми адаптация для данного конкретного человека невозможна. Барьер этот строго индивидуален и зависит, как от биологических факторов среды, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей̆ личности (психотипических особенностей), и даже от конституционального типа человека. Все эти параметры и определяют адаптационные возможности и ограничения конкретной личности. Поскольку адаптация – это понятие динамическое, то уровень индивидуального барьера тоже постоянно колеблется и в субъективно (или объективно) экстремальных условиях приближается к индивидуальной̆ критической̆ величине. После этого, по мнению Александровского, у данного конкретного человека в этих условиях адаптация невозможна.

Однако другие психологи-исследователи утверждают, что адаптивность можно развить, улучшить и натренировать. Мы в нашей психологической аналитической консультации «Успешные мозги» неоднократно улучшали психологическую и социальную адаптацию человека. Это вполне реально достижимо на практике! Но Ю. А. Александровский прав в том, что адаптивность не безгранична и всё равно существуют ограничения – то, что Александровский назвал адаптационным барьером.

Связь стресса, адаптации и дезадаптации

Согласно теории канадского физиолога-эндокринолога Ганса Селье, стресс — это ответ организма на любое изменение внешней или внутренней среды, которое требует адаптации. Ответ организма носит защитныӗ характер и возникает в результате значительных по силе и продолжительности неблагоприятных воздействиях. Эти воздействия называются стрессорами. Стрессоры и вызывают стрессовое состояние.
Стрессором может быть психическая травма, физическая травма, нервное перенапряжение и прочие факторы.

Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называют стрессом. Когда реакции психики и физиологии собираются вместе и становятся изменчивы и оптимальны для защиты личности от стрессоров, то возникает адаптационный синдром. В этом адаптационном синдроме выделяются этапы или стадии, которые проходит любой организм.

Первая стадия адаптационного синдрома – это тревога. Сначала возникает шоковое состояние, затем противошоковое. На этом этапе мобилизуются защитные реакции организма в целом. Как психологические, так и физиологические механизмы.

Следующий этап адаптационного синдрома — это сопротивляемость. Другими словами, на этом этапе и должен возникнуть первичный гомеостаз (или состояние равновесия), стабилизация состояния, устойчивость психики и физиологии к воздействиям. В благополучном случае, после этого этапа происходит полная адаптация к внешней или внутренней изменившейся среде, либо наступает дезадаптация и истощение организма.

В неблагополучном случае, наступает этап истощения и гибели. Этот этап возникает либо от очень длительного негативного воздействия, либо от чрезмерно сильного, разрушительного воздействия. Истощение может быть физическим, физиологическим, нервным, психическим и даже социальным. Поскольку социальность связана с поведением, а поведение с деятельностью, то дезорганизация деятельности и неправильное поведение может привести к печальному результату.

Длительное состояние стресса или чрезмерно сильное разрушительное воздействие может вызвать поломку адаптационных механизмов и быстрое развитие хронических патологий. Например, развитие аутоиммунных заболеваний, а также, гипертонии, ишемической болезни сердца. Ещё стресс может спровоцировать острые аффективные расстройства, депрессию и другие патологии.

Ганс Селье разделил стресс на два вида. Эустресс – «хороший» стресс. Дистресс – «плохой» стресс. Эустресс – мобилизует человека, это больше похоже на «вызов» самому себе, на то, чтобы добиваться, преодолевать с чувством интереса, активности и драйва. Дистресс – это очень похоже на слом психики и физиологии от запредельных разрушительных воздействий. По сути, организм покалечен стрессорами настолько, что он не может полноценно функционировать и развиваться в новых условиях.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или/и физическим, его воздействие на организм имеет общие черты. В результате единичной или повторяющихся стрессовых ситуаций, например, психологическая травма (эмоциональное потрясение, горе, потеря значимого и близкого), тяжёлая физическая травма (угроза смерти, увечий, насилие, военные действия), может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), представляющее собой тяжёлое психическое состояние. Читайте наши публикации по метке ПТСР!

Готовность противостоять среде

Советский физиолог П. К. Анохин ввёл понятие ФУСов или функциональных систем. ФУСы – это динамические системы организма. Временно функционально объединяются между собой органы, системы и процессы, которые в такой «временной эффективной команде» и приводят к полезному адаптивному результату. Именно конечный результат, желаемый личностью, и определяет, что в организме объединится для получения задуманного результата (адаптивного или, иными словами, приспособительного результата). Есть внутренние системы саморегуляции, и есть внешнее звено саморегуляции – поведение. Целенаправленное поведение ведёт к успешной адаптации и гомеостазу — постоянству внутренней среды.

По П. К. Анохину, во всех ФУСах, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, имеются внутренние системы саморегуляции и внешнее звено саморегуляции или поведенческая регуляция. Это поведенческое звено системы в итоге, способствует поддержанию динамического постоянства внутренней среды за счёт целенаправленного поведения.

Получается, что индивидуальный адаптационный барьер определяется, в том числе комплексом ФУСов у человека. Чем больше у человека ресурсность внутренних функциональных систем, например, здоровье, интеллектуальные способности, социальные установки, поведенческие навыки, тем быстрее и качественнее у него будет адаптивный результат поведения, тем меньше личных преград для успешной адаптации.

Поведение – это целый комплекс внешних взаимосвязанных реакций организма, которые осуществляются для приспособления к изменяющимся условиям среды. Поведение начинается там, где есть потребность. Именно потребность организм и хочет удовлетворить путём целенаправленного поведения.

А есть ли в организме состояние готовности к конструктивному противостоянию среде и адаптации? Есть ли у организма стартовый ФУС?

Физиолог А. А. Ухтомский предложил использовать понятие оперативного покоя. Это понятие вполне совпадает с понятием гомеостаза, но оперативный покой – это активное состояние, оптимальный уровень внутренних ресурсов, которое характеризует готовность человека к любой деятельности в противостоянии и адаптации к среде. Гомеостаз – более широкое понятие равновесия, баланса между организмом и средой.

На основе ФУСа оперативного покоя формируются любые другие ФУСы. Ведь, по утверждению А. А. Ухтомского, основная цель этого состояния заключается в психофизиологической готовности организма к мобилизации для решения определенных поведенческих задач. В каждый конкретный момент времени поведение организма определяется той мотивацией, которая обеспечивает наилучшую адаптацию организма к условиям среды. После завершения одного мотивированного поведения, в организме возникает следующая по биологической, эмоционально-личностной и социальной значимости мотивация. Это и есть динамическая картина адаптации.

Ориентировочная деятельность личности (это тоже ФУСы) – начало активного взаимодействие с окружающей̆ действительностью, исследование ситуации, для адаптации после состояния оперативного покоя. Далее, на основе результатов исследования среды формируется образ происходящего и то, что необходимо предпринять, те условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы достигнуть необходимой цели. Далее начинается поведение для достижения результата – удовлетворения возникшей потребности. От ориентировочной основы зависит скорость и конкретные решения для адаптации в новых условиях среды.

Успешная адаптация личности зависит от того, находится ли организм в ФУСе оперативного покоя и переходит ли это состояние в другой ФУС – ориентировочную деятельность. Функциональная система ориентировочной деятельности нужна для ориентации и регуляции поведения человека на основе сложившегося образа изменившейся среды и необходимых действий, которые нужно предпринять для адаптации.

П. Я. Гальперин выделил и описал разные типы такой ориентировочной деятельности.

Первый тип ориентировки. Если человек ориентируется на случайные признаки среды, делает выводы и обучается новому поведению очень медленно. Слишком медленно для успешной адаптации. Потому что он идёт методом проб и ошибок, методом жизненных черновиков.

Второй тип ориентировки. Когда человек наблюдая за ситуацией подходит к ней с точки зрения практики, эмпирически. Т. е. опытным путём и путём наблюдения. Обучение в новой ситуации идёт быстрее, чем в первом случае, но адаптация происходит в узкой зоне знаний, умений и навыков. Только в проблемных ситуациях.

Третий тип ориентировки. Личность ориентируется на самые существенные свойства изменившейся среды. Они специально выделяются путём анализа всей системы и её структуры и взаимодействия с другими структурами новых условий. Если говорить проще, человек делает аналитические логические выводы о свойствах системы в целом, понимая как она «работает». Обучение идёт очень быстро, и общая картина понимания что происходит и все знания, умения и навыки легко переносятся в новые, изменённые условия среды.

Так вот, возвращаясь к понятию личный барьер психической адаптации, если он нарушается и человек никак не может выработать правильные ориентиры в новых условиях и правильное поведение, наступает стресс. Если стресс приводит к мобилизации ресурсов и у человека получается противостоять среде более-менее успешно, то происходит частичная адаптация. Если не получается, то наступает дезадаптация.

Социально-психологическая адаптация и индивидуальный личностный барьер

Социально-психологическая адаптация и психическая адаптация включает в себя такую характеристику, как адекватность личности. Адекватный, в переводе с латыни означает приравненный, уравненный, соразмерный, точно соответствующий, тождественный и верный по точности чему-то или кому-то.

Доктор медицинских наук, профессор Ф. Б. Березин сформулировал следующее определение психической адаптации: «Психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды».

Социально-психологическая адаптация личности – это прежде всего адекватное построение социального взаимодействия человека с другими людьми.

Общая социально-психологическая адаптацтированность личности является результатом последовательных ситуативных адаптаций.

Сам процесс адаптации – не односторонний. Меняются и личность человека, и окружающая его среда. Выделяют виды адаптации:
1. Аллопластическая адаптация – изменение среды под потребности конкретной личности.
2. Аутопластическая адаптация – изменение личности под условия среды.

Социально-психологическая адаптация складывается из преодоления психологически проблемных ситуаций личностью человека, используя навыки социализации, приобретённые ранее. Благодаря этому преодолению личность развивается. В результате такого преодоления, развития и социализации личность человека способна взаимодействовать с другими людьми без внутренних или внешних конфликтов. Отсутствие конфликтов помогает адекватно оправдывать ролевые ожидания, продуктивно выполнять ведущую деятельность и удовлетворять свои основные личные потребности.

У человека могут существовать потребности, адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Это зависит от личностных ценностных ориентаций человека, и на что именно они направлены. Ценностные ориентации – это базовые понятия в психологии. Ценностные ориентации — склонность личности человека к определенному социальному поведению на базе своих представлений о том, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Обычно ценностные ориентации воспитываются в родительской семье и/или сообществе, где рос человек.

Дезадаптированная личность не отвечает социальной роли, предъявляемой ей социумом, и переживает внутренний и внешний устойчивый конфликт. Если бы такой человек был социально-психологически адаптивным, то он преобразовал или устранил проблемную ситуацию, либо приспособился к ней. Принимал бы решения в соответствии с ясными представлениями о своём будущем, проявлял инициативу и был бы активным,

Индивидуальный личностный барьер социально-психологической адаптации личности
определяются уровнем личностного развития, личностной регуляции своего поведения и деятельности. Важно, что способы адаптации должны соответствовать социальным нормам того сообщества, где адаптируется личность. Если способы нарушают правила, формально это считается дезадаптацией и девиантным поведением.

Я – дезадаптант? Что будет со мной дальше?

У психологической дезадаптации есть три основных пути.

Первый путь – это невротический путь дезадаптации (неврозы). Об этом мы писали в статье «Признаки невротизма: уже не норма, но ещё не патология» и в статье «Тревожность: теория и практика в психологии».

Второй путь – психосоматический (психические, в том числе эмоциональные, факторы в возникновении и протекании функциональных и органических расстройств организма человека). О психосоматике мы писали в статье «Психосоматика: влияние психологии человека на его здоровье» и в статье «Подводные камни психосоматики».

И третий путь – девиантный. Отклонение от принятых в данном обществе одобряемых норм поведения. Сюда же можно отнести пьянство, бродяжничество и т. п. Читайте нашу публикацию «Самопомощь при пьянстве и алкоголизме».

Читайте наши психологические статьи! Это может помочь вам расширить кругозор в психологии и справиться с психологическими проблемами!

Как может проявляться дезадаптация по психологическим причинам?

Например:

А) Устойчивая дезориентированность в большом количестве событий новой среды и снижение уровня адекватности.

Б) Устойчивое падение самооценки, боязнь общения и нежелание выстраивания социальных связей.

В) Негативный аффект (сильные эмоции) и эмоциональные расстройства.

Г) Человек будет совершать много ошибок в простых ситуациях (когнитивные ошибки), будет стремиться к бегству от среды (эскапизм) или к изолированности от внешней среды.

Д) Снижение активности и работоспособности.

Е) Активно будут работать психологические защиты.

Ж) Ухудшение самочувствия и обострение хронических заболеваний в условиях дистресса.

З) Развитие невротических состояний: тревожности, панических состояний, страхов и фобий.

И) Потеря интереса к жизни и многое другое.

Внимание! Тревога!

Увеличение разрыва между актуальными потребностями психики человека (желаемое) и его реальными возможностями, усиливает внутреннее напряжение, фрустрацию (переживание неудачи) и возникновения тревоги. Если тревога слишком интенсивна, то она не мотивирует на активность и адаптивные действия, а провоцирует адаптационные нарушения.

Тревога – это инстинкт самосохранения. Действие тревоги аналогично действию боли. Но боль – реакция на уже состоявшееся, а тревога может быть реакцией на будущее, на возможное. О тревоге мы писали в статье «Тревожность: теория и практика в психологии».

Понятия явлений тревожного ряда было введено Ф. Б. Березиным и означает, что эмоциональное состояние тревоги, проходит несколько уровней, в зависимости от нарастания этой самой тревоги.

Первый уровень. Ощущение внутренней напряженности, настороженности и дискомфорта. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. И этот уровень тревоги имеет самое адаптивное значение.

Второй уровень. Гиперстезические реакции, тревожные стимулы становятся ярче и негатинее по своему эмоциональному окрасу. Возрастает раздражительность.

Третий уровень. Собственно тревога. Сильное эмоциональное переживание неопределённой угрозы, опасности вообще.

Четвёртый уровень. Страх. Тревога нарастает и опредмечивается. Неопределённая опасность становится вполне конкретной, связанной с определённым источником. Который не всегда действительно несёт угрозу.

Пятый уровень. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Сильное пронзительное аффективное переживании невозможности избежать опасности, неминуемой̆ катастрофы и ужаса.

Шестой уровень. Тревожно-боязливое возбуждение. Потребность в двигательной разрядке, панических атаках и отчаянном поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности от тревоги достигает своего максимума.

Помощь психолога при дезадаптации, стрессе и при выработке адаптивного поведения

Для успешной адаптации и преодоления общего адаптационного синдрома важно применять стратегии управления стрессом, а не ждать пассивно, «когда этот кошмар закончится» или пытаться методом проб и ошибок что-то предпринять.

С чего начинается помощь специалистов психологов в нашей психологической аналитической консультации «Успешные мозги»?

С подробной первичной консультации и первичных выводах что происходит, почему происходит, что с этим делать, что будет, если не делать ничего. Подробно о нашей консультации и о нас можно прочитать на странице Консультация психолога и на странице О нас.

Далее следует психологическая диагностика. Психодиагностика в психологии — это правильно подобранная батарея тестовых методик. Без психологической диагностики помогать можно, но помощь будет менее точная по психотерапевтическим и коррекционным направлениям. Без психологической диагностики есть высокая вероятность ошибки. Следовательно, помощь может оказаться менее эффективной, чем могла бы быть. К тому же знания о самом себе имеют высокий психотерапевтический результат для адаптации в сложной ситуации. О психодиагностической диагностике можно почитать в нашей статье «Зачем нужна психодиагностика?».

Для успешной адаптации и общего адаптационного синдрома важно грамотно и индивидуально применять стратегии управления стрессом. В психологической аналитической консультации «Успешные мозги» мы правильно подбираем под ваши потребности методы психологической помощи и психотерапии, учитывая ваши индивидуальные особенности.

Также мы вместе с вами прорабатываем навыки стрессоустойчивости, вырабатываем стратегии копинг-поведения. Копинг-поведение – это стратегии конкретных действий личности в ситуациях стресса, трудных жизненных ситуациях, когда возникают различные угрозы (физическому, социальному или личностному) благополучию. Понятие «копинг» — впервые употребила американский психолог Лоис Мерфи в контексте поведения детей, преодолевающих трудности, совладеющих с трудностями. Позже эту систему преодоления стресса и тревоги подробнее разработал американский психолог Ричард Лазарус. Копинг-поведение – это то, что делает человек, справляясь, совладая со стрессом. Индивидуальная стратегия деятельности по сохранению баланса между требованиями меняющейся внешней среды и внутренними ресурсами личности и всего организма. Эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные (когнитивные) и физические возможности личности, чтобы адаптироваться в обычной жизни, в определённых обстоятельствах.

Самопомощь при стрессе и дезадаптации:

А) Физическая форма и физиология. В стрессовой ситуации и ситуации дезадаптации для выхода из тяжёлого состояния или для профилактики тяжёлых расстройств здоровья необходимо тренировать физиологическую и физическую стрессоустойчивость.

Тренировка тела, как тренировка физиологических адаптационных процессов. Здоровый активный образ жизни, включая правильное питание и физическую активность, вносит огромный вклад в любую адаптацию и борьбу со стрессом. Двигаясь, человек избавляется от стрессовых разрушений и наращивает силу и выносливость. Физическая выносливость и сила являются базовыми ресурсами при любой адаптации. Больной и ослабленный человек не имеет многих возможностей для успешной адаптации по сравнению со здоровым и сильным.

Б) Эмоциональное состояние и нервное истощение. Кроме физического воздействия необходимо натренировать навыки эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, научиться эффективному управлению своим состоянием.

Умение расслабляться для того, чтобы не наступал дистресс, по сути, тренировка нервной системы и психики, расслабляться в тех условиях, когда другие люди напрягаются. То есть рационально расходовать свои нервные ресурсы.

Релаксация – это антипод стресса. Это – энергосбережение. Обычно произвольная релаксация вызывается в процессе аутогенных тренировок, направленных на снятие эмоционального перенапряжения. Возникновение состояния релаксации приводит к нормализации эмоциональной сферы. Состояние релаксации необходимо для самопрограммирования и восстановления организмом затраченных в состоянии бодрствования сил. Когда мы расслаблены, происходит восстановление нормального функционирования всех систем организма. Эффекты релаксации: успокоение, глубокий покой, ощущение бодрости и легкости, программирование будущих состояний.

На основе релаксации нужно сделать акцент на активное развитие позитивного психологического настроя. Также активное использование психологических методов, таких как релаксация, медитация и самостоятельная психотерапия себе.

Самонастрой на активность! Следующее за расслаблением и восстановлением – это оптимальное активное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, ибо оно обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Это состояние часто называют состоянием комфорта. На этом этапе тренируются навыки укрепления волевых качеств, мотива и сопротивляемости в экстремальных ситуациях, самообладание.

Аутогенная тренировка — это метод словесной (вербальной) психологической помощи посредством самовнушения для достижения полного расслабления: мышечного, нервного, психологического. Этот метод помогает человеку справиться со стрессом и его негативными последствиями для нервов, психики и здоровья. Среди прочего, аутогенная тренировка снижает уровень тревожности. В нашей психологической аналитической консультации «Успешные мозги» был написан цикл публикаций, посвящённый АТ: «Аутогенная тренировка в психологии. ЧАСТЬ 1. ЧАСТЬ 2. ЧАСТЬ 3. ЧАСТЬ 4. ЧАСТЬ 5 Рекомендуем почитать!

В) Интеллект. Тренировка интеллекта и расширение своего кругозора, потому что привычные стереотипичные способы адаптации не работают, а нужно придумать интеллектуально и креативно нечто новое. Для этого должен быть тренированный интеллект, должен быть широкий жизненный социально-психологический кругозор, чтобы можно было что-то из этих вариантов придумать, скомбинировать, найти или заметить нетипичные эффективные варианты, которые являются эффективными в адаптации.

Г) Принадлежность к социальной группе, социальному слою. Активно расширять социальную ресурсность, увеличивать коммуникации, расширять контакты, накапливать разнообразные социальные ресурсы для того, чтобы те решения, которые придумал интеллект, можно было бы реализовать, потому что есть ресурсы для их реализации, чтобы интеллектуальные решения не превратились в прожектёрство.

© Авторы психологи Игорь Ширяев и Лариса Ширяева. Авторы консультируют по вопросам индивидуальных психологических особенностей характера и личности, по проблемам в личной жизни и в социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях психологической аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!