Материалы лекции по психологии семьи и брака на тему «Власть в семье». Впервые эта лекция в сокращённом виде была прочитана Игорем Ширяевым 22 июня 2019 г. в Лектории армянского музея Москвы и культуры наций.
Вступление
Тема сегодняшней лекции – «Власть в семье». В конце я постараюсь ответить на ваши вопросы. Надеюсь, что вам будет интересно, и вопросы возникнут.
Лекцию «Власть в семье» мы планировали читать вдвоём с Ларисой Ширяевой, чтобы изложить одновременно мужской и женский взгляды на власть в семье. Мы два профессиональных психолога с опытом консультирования около 25 лет у каждого. В прошлом мы преподаватели факультета психологии московского ВУЗа (Игорь еще работал деканом факультета психологии). Мы психологи разных специализаций в психологии. Мы люди с разными типами личности и разными взглядами на жизнь. Мы разнополые (и это несомненно влияет). Мы муж и жена с 1995 года. И вот в этой разносторонности наша профессиональная сила. Поэтому наши мнения могут отличаться, но они обычно дополняют друг друга. Однако в последний момент мы решили, что нам лучше разделиться: я читаю эту лекцию на тему «Власть в семье», а Лариса делает видеозапись лекции (теперь это ВИДЕО вы можете посмотреть на нашем сайте).
Сегодня я расскажу вам о том, что такое власть в семье глазами психолога. Мы обнаружим, что не всегда власть в семье – это плохо. Есть огромные минусы равных отношений в семьях и весомые плюсы иерархических властных отношений. Кстати обратное тоже верно.
Так что же лучше? Практика семейного консультирования показывает, что лучше то, о чем гласно или негласно договорились члены семьи, и всех это в той или иной мере устраивает. Лучше то, что социально и психологически выгодно. Ведь брак – это социальный институт, а семья – это психологическая атмосфера и хозяйственная структура одновременно.
Как выбрать систему равенства или власти в семье? А из чего можно выбирать? Какие есть варианты? Доминировать, подчиняться или договариваться? Возможна ли гармония основанная на семейной власти? А гармония, основанная на равенстве? Об этом я постараюсь вам рассказать.
Также я планирую рассказать о негативных сценариях реализации власти в семье: об абьюзе, о семейном насилии, о доминировании стариков над более молодым поколением, о встречающемся психологическом своеобразии некоторых членов семьи. Попробую подсказать, как можно поступать в подобных случаях, и что можно сделать с подобными ситуациями. О негативных сценариях реализации равного партнерства тоже расскажу.
Расширение кругозора слушателей – это предел того, что можно сделать в рамках подобной лекции. Если вы хотите анализа именно вашей ситуации и хотите получить конкретные рекомендации, то эффективнее будет обратиться к любому хорошему психологу: к семейному психологу или психологу-консультанту.
Семья и общество
Семья – это отражение видовых особенностей человека и устройства общества людей. Говоря о власти в семье, мы ничего не обнаружим принципиально нового и необычного, чего бы не существовало в обществе и у вида Homo Sapiens. Глазами социального психолога, семья – это малая социальная группа и биологическое сообщество одновременно.
Семья отличается от общества:
А) Меньшими размерами. Социальные психологи считают, что малая социальная группа – это не более 30 человек, и большинство семей вписывается в этот критерий.
Б) Более простыми целями. В семьях цели простые и прагматичные: секс, деторождение, воспитание, хозяйство и т.п.
В) Некоторой ограниченностью в средствах достижения этих целей. Например, в семьях труднее организовать масштабную войну с применением огнестрельного оружия.
Таким образом, обычная семья, как правило, не очень сильно отличается от общества, в котором она находится. Поэтому всё, с чем мы сталкиваемся в семьях касательно власти – это уменьшенная и упрощенная модель общества, с небольшими вариациями.
А в обществе людей и у вида Homo Sapiens существуют иерархические отношения, основанные и поддерживаемые властью. Власть является средством и целью одновременно. Власть создает и закрепляет неравенство людей для получения различных привилегий и выгод более высокоранговыми членами общества. А потом вышестоящие объясняют и оправдывают существование власти (их власти, конечно!) несовершенством, неполноценностью, глупостью, дурными наклонностями низкоранговых членов общества, существованием исторически сложившихся культурных традиций, необходимостью поддерживать общественный порядок и т.п. Вот в семьях всё то же самое – те же причины для властного устройства и те же объяснения и оправдания.
Вряд ли при нашей жизни будет по-другому. Есть предположение, что иерархия и власть неизбежны в любом сообществе Homo Sapiens. Предположительно, с развитием коры головного мозга у человека появляется система понятий, одним из элементов которой является иерархическое неравенство и власть более высокоранговых людей над менее. По крайней мере, в стаде человекообразных обезьян наблюдаются все те же феномены власти, что и в человеческом обществе, только в социально более простой форме. У человекообразных обезьян существуют доминирование, иерархическое неравенство, привилегии, поддержание существующего порядка с помощью силы, внутренних правил и традиций, — т.е. инструменты и атрибуты власти. У людей всё сложнее, но основные принципы похожи. По критерию власти люди похожи на обезьян.
Обратное тоже верно: обезьяны становятся похожи на людей, если их поставить в условия, близкие к человеческому обществу. Так, великий психолог Берес Фредерик Скиннер провел гениальный эксперимент. Он привнес в обычное стадо человекообразных обезьян, основанное на примитивных формах власти, понятие «деньги». В качестве условных денег выступали жетоны, которые потом можно было обменять на фрукты и лакомства. Со временем, обезьяны в своем стаде создали уменьшенную и упрощенную модель общества вплоть до того, что обезьяны научились работать за будущую условную «зарплату», а потом поучать эту «зарплату» в условных «банкоматах» и тратить её в условных «магазинах», где они обменивали жетоны на бананы и лакомства. При этом в стаде обезьян образовалась группа высокоранговых особей, которые подавляли низкоранговых, управляли ими, использовали их труд, по сути эксплуатировали и грабили с молчаливого одобрения среднеранговых и с помощью своих приближенных помощников. Отличная модель человеческого общества!
Если уж обезьяны захотели и смогли создать систему власти, как в большом человеческом обществе, то люди в человеческих семьях точно смогут и захотят. Люди ведь умнее обезьян и лучше просчитывают привилегии и выгоды. Поэтому мы с вами вряд ли доживем до того, что в семьях не будет иерархии, созданной с помощью власти и поддерживаемой властью. Власть – неотъемлемый атрибут человеческой семьи, цель и средство одновременно. В некотором смысле, отношение к власти в семьях похоже на отношение женщин к деторождению: это и цель и средство.
По мере жесткости системы власти, мы в нашей консультации психолога условно делим семьи на пять типов.
Продолжение ЧАСТЬ 2.
© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!