Психологические проблемы и социальная дезадаптация

Причины психологических проблем и социальной дезадаптации. Структура консультации психолога.

Эта объемная публикация ориентирована больше на начинающих психологов-практиков, чем на клиентов психологов и других людей, интересующихся психологией. Хотя публикация написана простым русским языком, не перегружена профессиональными терминами, и её может осилить любой человек, владеющий русским языком, но сама структура и направленность текста ориентированы больше на начинающих практикующих психологов, чем на их клиентов. В этом тексте мы не очень заботились о гладкости изложения. По сути, этот текст представляет собой тезисы, написанные двумя профессиональными психологами с 25-летним опытом работы на тему, какие принципиальные смысловые блоки они анализируют во время консультации, и за что примерно отвечает каждый блок. Не ищите в этом тексте литературных достоинств и рецептов психологической помощи. Этот текст – материал для самостоятельных размышлений о психологии и психологическом консультировании.

Так или иначе, большинство психологических проблем и форм социальной дезадаптации, с которыми клиенты обращаются в нашу консультацию психолога, имеют несколько типичных истоков – первопричин:
— нервно-психическое своеобразие,
— индивидуально-психологические особенности,
— сформированные в детстве устойчивые реакции,
— процессы гормонального и психологического перехода от детства к взрослости,
— история взрослой жизни,
— накопленные аффекты, фрустрации, психологические травмы,
— процессы, связанные с социальной зрелостью и биологическим старением.

В большинстве случаев, именно эти семь вышеперечисленных крупных факторов определяли наличие и виды психологических проблем и социальной дезадаптации у клиентов нашей консультации психолога. Исходя из этого, мы практическим путем пришли к определенной схеме беседы с клиентом. Строго говоря, это даже не схема, а перечень тем и ситуаций, которые желательно прояснить в беседе с клиентом. На основании полученной информации, психолог может классифицировать причины и виды психологических проблем и социальной дезадаптации клиента. И, соответственно, психолог сможет более эффективно помогать.

Благодаря огромному труду других психологов-консультантов, психотерапевтов и тренинговых психологов, для каждой причины и вида разработаны и проверены на практике эффективные способы помощи. Наша заслуга лишь в том, что мы объединили эти наработки в более-менее удобную структуру консультации психолога с типовыми эффективными рекомендациями клиентам. Таком образом, мы превратили блестящее, но ничем не гарантированное искусство психологической помощи, в некую систему – т. е. в типовую структуру анализа психологических проблем и социальной дезадаптации клиента с гарантированным алгоритмом выработки адекватных и эффективных рекомендаций в том или ином случае. Вот об этой системе мы и рассказываем ниже.

Традиционно предупреждаем, что все наши рассуждения и выводы не являются истиной в последней инстанции, а являются результатом субъективного примерно 25-летного практического опыта в психологии вообще, и в ремесле психологической консультации, в частности.

1. Нервно-психическое своеобразие клиента психолога.

Нервно-психическое своеобразие – это база, на которой строятся психологические особенности и поведение человека. Сюда мы относим баланс возбуждения и торможения нервной системы, темперамент, циклоидность (степень цикличности нервных процессов) – всё это врожденные характеристики нервной системы, и в большинстве случаев они не могут быть значимо скорректированы ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента психологически комфортно с этим жить. В этом направлении мы и разрабатываем рекомендации для каждого конкретного клиента психолога.

Также к нервно-психическому своеобразию клиента психолога мы относим заключение о психической норме и патологии. Вопрос о том, насколько психически нормален обратившийся к нему человек – один из основных в работе психолога. В идеале нужно опираться на заключение психиатра, но в реальной работе психолога ни один клиент не приносит с собой на первичную консультацию заключение психиатра. Соответственно, психологу приходится опираться на свои ограниченные в этой сфере знания, наблюдательность, психологические тесты и профессиональную интуицию. В таких ситуациях нам очень помогает психологическая диагностика в форме батареи тестов (компьютерных и бланковых). Одним из базовых тестов в этой батарее является Миннесотский многофакторный опросник личности MMPI в версии Березина или Собчик. Если показатели неблагополучны, психологу есть смысл настаивать на дополнительной консультации у психиатра.

В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, людей находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. В этом направлении мы и разрабатываем свои рекомендации в каждом конкретном случае.

Также к нервно-психическому своеобразию человека мы относим параметры высшей нервной деятельности, т.е. характеристики, описывающие базовые психические процессы и свойства: ощущение и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Эти показатели, например, являются очень важными при выработке рекомендаций клиенту психолога касательного его дальнейшей профессиональной ориентации и прохождения профессионального отбора. (Рекомендуем почитать нашу публикацию «Как мы пишем заключение психолога».)

2. Индивидуально-психологические особенности клиента психолога.

К индивидуально-психологическим особенностям личности клиента психолога мы относим значительное количество параметров, описывающих личность, её особенности и отличия от личности других людей. Например: профиль личности, акцентуации, эмоции, воображение, креативность и т.п. В итоге мы описываем психологический тип клиента (психотип).

Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что все эти классификации очень адекватны в описании психологического типа личности. Определение психотипа человека позволяет сделать очень точный прогноз и провести коррекцию в сфере личной жизни человека, совместимости в романтических отношениях и браке и т.п. Ведь, по сути, живя с определенным человеком, мы живем с его психотипом!

Далее, анализируя, классифицируя и описывая индивидуально-психологические особенности клиента психолога, мы, конечно, не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним. Именно эти характеристики личности клиента психолога значимо влияют на его удовлетворенность личными отношениями и семейной жизнью, а также на социальную адаптацию и успех в обществе.

Также к индивидуально-психологическим особенностям мы относим эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» – приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога. Диагностика, анализ и коррекция индивидуально-психологических особенностей обратившегося к нему человека – это типичная ежедневная работа профессионального психолога-практика. Именно в этой области психолог наиболее эффективен и полезен клиенту. (Рекомендуем почитать наши публикации: «Консультация психолога: расстройство личности» и «Консультация психолога: виды расстройств личности».)

3. Сформированные в детстве устойчивые реакции клиента психолога.

История детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей), — всё это формирует у человека устойчивые психологические реакции и виды поведения, которые проявляются у взрослого человека всю его жизнь до самой смерти.

Ребенок, подобно видеокамере, фиксирует влияние окружающей среды и поведение значимых людей вокруг. Психика ребенка трансформирует зафиксированную картинку – искажает её подобно кривой призме – и потом взрослый человек всю жизнь репродуцирует эту «кривую картинку» в своих психологических реакциях и в своем поведении. Причем, восприятие и воспоминания ребенка, ставшего взрослым человеком, могут иметь мало общего с реальными событиями прошлого, с реальным поведением его родителей. Неслучайно в психологии существует понятие «ложных воспоминаний». Часто такие «ложные воспоминания» являются поводом для обид выросших детей на своих родителей.

Задача психолога – собрать информацию о детстве клиента и о сформированных в детстве устойчивых реакциях, отделить субъективное от объективного, истинное от ложного – а далее помочь клиенту скорректировать его психологические реакции и поведения так, чтобы психологический комфорт клиента увеличился. Здесь закономерно происходит переход от консультации психолога к психокоррекции и психотерапии, а также к психологическим тренингам. В нашей работе мы стараемся объединять консультацию психолога с психокоррекцией и тренингами так, чтобы не превращать работу с клиентом в бесконечную череду встреч с психологом, а наоборот уложить консультацию и помощь в одну, пусть даже очень продолжительную, встречу. Такой подход позволяет нам достигать результата быстрее, чем большинство других психологов. (Рекомендуем почитать нашу публикацию «Взрослые дети: два кризиса возраста».)

4. Процессы гормонального и психологического перехода от детства к взрослости.

Как известно, психология подростков принципиально отличается, как от психологии детей, так и от психологии взрослых. Для подростков существуют отдельные методы консультирования, психологической диагностики и психологической помощи. Связано это с особым гормональным фоном подростков, а также с особенностями когнитивной сферы подростков.

Очевидно, что совокупность нестабильного гормонального фона и возрастных особенностей подростков, представляют трудность, как для родителей, так и для психологов. За долгие годы работы нашей консультации психолога мы собрали значительную батарею психологических тестов для подростков и огромное количество методик консультирования и психологической помощи: причем разных – для мальчиков и для девочек.

В своей аналитической консультации для подростков и их родителей мы объединили теоретический кругозор преподавателей психологии ВУЗа, многолетний опыт практических психологов, опыт работы социальными консультантами, человеческий и жизненный опыт людей около 50 лет, многолетний интерес к различным странам, культурам и системам воспитания. Мы постарались сделать то, что не делают типичные психологи – мы смотрим на ситуацию с самых разных сторон и анализируем ее с помощью методов из разных концепций, направлений психологии и не только психологии. Добавьте к этому взгляды мужчины и женщины – они всегда разные и дополняют друг друга. (Рекомендуем почитать нашу публикацию «Психологические проблемы детей и подростков».)

5. История взрослой жизни клиента психолога.

История взрослой жизни оказывает на человека влияние, конкурирующее со впечатлениями детства. Разница заключается в том, что в детстве впечатления сильнее, к тому же они оказывают особенное влияние в сензитивные периоды, а во взрослой жизни сами события часто оказываются жестче и трагичнее.

Психологические проблемы и дезадаптацию у клиента психолога формируют события и впечатления, как детские, так и взрослые. И хотя в классической психологии считается, что абсолютное большинство психологических проблем уходит корнями в детство, но наша многолетняя консультация психолога показывает, что трагичные события взрослой жизни (например, война или изнасилование) могут оказывать не меньшее, а большее влияние на возникновение психологических проблем, дезадаптации в личной или социальной жизни.

В отличие от других психологов, мы разработали и внедрили в практику комплексный анализ истории взрослой жизни клиента психолога с учетом сензитивных периодов, относительной силы, как субъективных эмоциональных впечатлений, так и объективных реальных событий. Подобный подход позволяет нам не списывать все психологические проблемы клиента на его детство, как делают многие другие психологи, а рассматривать всю историю жизни человека с раннего детства и до момента прихода к нам на консультацию.

6. Накопленные негативные аффекты, фрустрации, психологические травмы клиента психолога.

Накопленные негативные аффекты, фрустрации, психологические травмы – спутники психологической и социальной жизни почти любого человека. Они влияют на мировосприятие, на психическое здоровье и психологический комфорт, самоощущение и на самооценку, на выбор партнера и удовлетворенность отношениями, на принимаемые жизненные решения, на качество жизни, на ощущения счастья или несчастья, — фактически накопленные негативные аффекты, фрустрации и психологические травмы, наряду с базовым нервно-психическим своеобразием, определяют всю личную и социальную жизнь человека. В большинстве случаев, когда клиент психолога проходит курс психотерапии, работа ведется именно с аффектами, фрустрациями и психологическими травмами. Не только с ними, конечно, но с ними почти всегда.

Можно ли избежать негативных аффектов, фрустраций, психологических травм? Теоретически да, практически почти невозможно.

Действительно, не относись к людям и жизненным ситуациям оценочно – не будешь испытывать негативных аффектов. Вот психолог, например, относится к клиенту безоценочно, и любая жизненная ситуация клиента и любые заявления клиента, не вызывают у психолога негативных аффектов. У хорошего психолога – искренне не вызывают.

Не имей жизненных амбиций и целей, воспринимай все события жизни как поток жизни и дар одновременно – и ты не будешь испытывать фрустрацию. Вот Ошо об этом говорил, некоторые психологи об этом говорят… а вы реально сможете так жить?

Не общайся с неприятными людьми. И с подозрительными людьми не общайся. Даже с приятными людьми будь предельно осторожен потому, что они в любой момент могут стать неприятными… вообще живи самодостаточно, живи внутренним миром и спонтанными желаниями, вообще живи внутренне один, даже когда находишься среди людей – и не будет у тебя психологических травм.

В реальной жизни у реальных людей так очень редко бывает. Поэтому существуют психологи и психотерапевты. Определить истинную причину негативного аффекта, вид фрустрации, степень и последствия психологической травмы – всё это задача хорошего психолога. Именно этим мы занимаемся со многими нашими клиентами во время аналитической консультации. Если мы, как психологи, оказались точны – значит, психологический диагноз будет поставлен верно, значит психологическая помощь будет эффективной, значит после работы психолога клиент будет жить лучше, чем раньше. (Рекомендуем почитать наши публикации: «Накопленный аффект – бомба, которая всегда с тобой…» и «Аффективная разрядка».)

7. Процессы, связанные с социальной зрелостью и биологическим старением клиента психолога.

Проблемы детей и подростков психологи изучали очень много. А вот проблемы, связанные со старением, изучены психологами значительно меньше. О негативных изменениях личности, возникающих в связи со старением много говорят, но мало кто из психологов умеет с этим работать.

Старость – это не только мудрость и любовь к внукам. Старость – это не только болезни и бедность. Старость – это не только брошенность эгоистичными детьми и не менее эгоистичными чиновниками. Иногда старость – это ещё и пьянящее чувство безнаказанности и немотивированная агрессия стариков в адрес тех, кто моложе их.

Старость многолика. Проблемы старости многогранны. С одной стороны, это проблема стариков, брошенных детьми и государством, умирающих в одиночестве, бедности и страданиях. С другой стороны, иногда это проблема молодых, над которым издевается еще вполне крепкий старик – властный психопат и распущенный социопат. Об этой другой стороне открыто говорить в обществе не очень принято.

Никакая благодарность за прошлые заслуги, никакое уважение к старикам не могут служить негласным разрешением на издевательства стариков над молодыми. Старость несомненно должна сопровождаться благодарностью и заботой со стороны молодых, уважением и привилегиями, но всё это не означает моральной вседозволенности.

Старческий терроризм – проявление агрессивных психопатических и социопатических тенденций в адрес близких (реже посторонних) людей в психике и поведении человека в старческом возрасте. Этот термин мы были вынуждены ввести в нашей практике консультирования. (Рекомендуем почитать нашу публикацию «Старческий терроризм».)

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!

 
67180096