Что происходит с мозгом и психикой во время психотравмирующего воздействия?
Что происходит с мозгом и психикой во время психологической помощи и психотерапии?
Упрощенная модель работы психики, или почему психологи помогают?
В этой публикации мы, два психолога с 25 летним опытом практической психологической помощи и преподавания на факультете психологии московского ВУЗа, попытаемся построить теоретическую модель, которая хотя бы частично помогает ответить на эти непростые вопросы. Окончательных исчерпывающих ответов не будет. Эта задача, которую предстоит решить психологам-исследователям.
Данная публикация адресована практикующим психологам и все людям, интересующимся загадками мозга и психики, а также проблемами психологической помощи и психотерапии.
Существует упрощенная модель работы мозга и психики, объясняющая почему, воздействуя на эмоции клиента, психолог может помочь человеку. Эту модель предложил в 1960-х годах американский нейрофизиолог Пол Маклин в своей книге «Триединый мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях» (The Triune Brain in Evolution: Role in Paleocerebral Functions). Модель триединого мозга (или модель тройственного ума, как её иногда называют) не очень пригодна для полноценного описания работы мозга – слишком она примитивна. Многие серьёзные нейрофизиологи эту модель отвергают. Но вот для описания таких простых процедур, как психологическая помощь и психотерапия, модель триединого мозга вполне может быть использована. В конце концов, нам, психологам, необходима меньшая точность моделей, чем нейрохирургам.
Согласно нашей психологической модели, при психотравмирующем воздействии происходит следующее. Сильные травмирующие стимулы из внешней среды, как и любые другие внешние стимулы, воспринимаются органами чувств и обрабатываются корой головного мозга.
Функционально различают три разновидности коры:
— чувствительная (сенсорная),
— двигательная (моторная),
— ассоциативная.
Применительно к психологической помощи и психотерапии, нас больше всего интересует сенсорная кора. Именно она обрабатывает стимулы внешней среды, воспринимаемые органами чувств. Следовательно, именно сенсорная кора, в основном, обрабатывает любое первичное психотравмирующее внешнее воздействие.
Зрительное психотравмирующее воздействие, например картины жестокости или боевых действий, обрабатывает затылочная область коры. Слуховое психотравмирующее воздействие, например словесные угрозы жизни или звуки близких взрывов, обрабатывает височная область коры. Кожное психотравмирующее воздействие, например ощущение приставленного к телу оружия, обрабатывает теменная часть коры.
При этом два полушария головного мозга, составляющие передний мозг, действуют согласованно. Правое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела, а левое осуществляет аналогичный контроль над правой половиной тела. Связь между зрительными зонами левого и правого полушарий в норме осуществляется через мозолистое тело.
Далее нейроны коры, задействованные процессах восприятия психотравмирующего воздействия, передают импульсы в подкорковые структуры головного мозга, где формируются, в том числе, эмоции и чувства. Именно там формируются негативные аффекты, связанные с психологической травмой.
С анатомической точки зрения к подкорковым областям мозга относят все ганглионарные образования, лежащие между корой больших полушарий головного мозга и продолговатым мозгом. Они участвуют в формировании всех поведенческих реакций человека. В анатомическом плане к ним относят зрительные бугры, гипоталамус, лимбическую систему, четверохолмие, бледный шар и другие базальные нервные узлы.
Для психолога, оказывающего психологическую помощь и психотерапию, представляет интерес лимбическая система. Она принимает участие в формировании аффектов и эмоций. Интересно, что раздражением или разрушением разных участков лимбической системы можно вызвать эмоции, например страха, ярости и другие эмоции, или наоборот устранить их. Так что, когда психолог сталкивается с аффективными реакциями и расстройствами, вызванными психологической травмой, в этом принимает участие лимбическая система подкорковых областей головного мозга.
Помимо импульсов нейронов в эмоциональных реакциях клиента психолога задействована эндокринная система и различные гормоны человека. Когда психолог работает с эмоциями клиента, например с негативными аффектами в результате психологической травмы, он почти всегда работает со всей вышеперечисленной совокупностью систем и их составляющих. Когда негативное психологическое воздействие, например психологическая травма, воздействует на человека, это тоже всегда отражается комплексно на вышеперечисленных системах.
Если внешние стимулы были реально травмирующими по силе и (или) по содержанию впечатления, то в подкорке возникают чрезвычайно сильные и стойкие очаги возбуждения, которые формируют аффекты – негативные по содержанию и длительные, ригидные по продолжительности. Это закономерная реакция на негативный травмирующий стимул.
Далее задействованные в этих процессах нейроны подкорки передают импульсы уже в стволовые участки мозга, регулирующие самые базовые физиологические функции организма.
Закономерно эти функции изменяются. В случае адаптивной реакции в форме борьбы, застывания или бегства, а в случае дезадаптивной реакции (вызванной нервной или психологической травмой) в форме психосоматического расстройства, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и т. п.
Вот очень сжато и упрощенно механизм происходящего с психикой человека при травмирующем воздействии извне.
Так почему психологи и психология помогают при разных нервных, психологических и психосоматических проблемах? Ответ простой. Психолог при вербальной (словесной) психологической помощи и психотерапии проходит тот же путь, что и травмирующие стимулы. Он подбирает определенные слова, просит представить определенные образы или проделать определенные мыслительные упражнения. Всё это делается в форме, так называемых, психотерапевтических методик. Они являются для клиента психолога внешним воздействием (стимуляцией), как и травмирующее воздействие (стимуляция), но противоположным по направленности. Воздействие, которое лечит, а не калечит.
Далее всё просто. Психотерапевтическое воздействие проходит тот же путь в психике, что и травмирующее. Психотерапевтические стимулы воспринимаются органами чувств и обрабатываются корой головного мозга. Задействованные в этих процессах нейроны коры передают импульсы в подкорковые структуры головного мозга, где формируются, в том числе, эмоции и чувства. Но в случае психологической помощи и психотерапии формируются стойкие позитивные эмоции. Это в случае, если психологу удалось точно подобрать методики психологической помощи.
Если психологу удалось создать сильные и стойкие очаги нового позитивного возбуждения в подкорке у клиента, если в результате у клиента сформировались позитивные по содержанию и длительные по времени эмоции, то они погасят и заменят собой те негативные аффекты, которые существовали раньше. Клиент психолога вместо негативных аффектов начнет испытывать стойкие позитивные эмоции.
Дальше тоже просто. Задействованные в психотерапевтических процессах нейроны подкорки передают импульсы уже в стволовые участки мозга, регулирующие самые базовые физиологические функции организма. Если позитивные эмоции подкорки (вызванные, например, психологом или самостоятельно) были достаточно сильными и длительными, если импульсам из подкорки удалось пройти в стволовые участки мозга, то базовые физиологические функции организма закономерно изменяются. В данном случае возвращаются к нормальным и адаптивным. Происходит чудо исцеления.
Строго говоря, в данном примере чудо исцеления происходит дважды. В первый раз – в подкорковых структурах мозга, когда у человека улучшается эмоциональное состояние, и он избавляется от аффективных расстройств. Во второй раз – в стволовых структурах мозга, когда у человека улучшаются и приходят в норму базовые физиологические процессы, когда проходят психосоматические заболевания, вызванные прежним травмирующим воздействием.
Вот вкратце эта модель и ответ на вопрос, как и почему помогают психологи при самых разных психологических проблемах и расстройствах, в том числе при психосоматических и постстрессовых. Всё дело во внешних стимулах. Внешнее воздействие (стимуляция) может довести до психологической проблемы, болезни и даже убить, а может оказать психологическую помощь, вылечить от психосоматических болезней и сделать человека благополучном и счастливым.
Несомненно, это очень упрощенная модель работы мозга и психики при психотравмирующем воздействии и психологической помощи (психотерапии). На самом деле, всё сложнее. Например, импульсы нейронов идут не только из коры в подкорку, но и обратно из подкорки в кору. Без этих обратных импульсов невозможна полноценная работа коры. Например, без импульсов из лимбической системы в кору невозможна полноценная работа мозга в целом. Также в этих процессах активно участвуют гормоны. При нарушенном гормональном балансе нарушается работа мозга. Это показали многие исследования, в том числе, например исследования депрессии. Тем не менее, наша очень упрощенная модель работы мозга и психики помогает нам в практической психологической помощи людям. Надеемся, что эта модель поможет не только нам, но и другим психологам.
Желающим изучить эту тему глубоко мы рекомендуем читать на тему строения и физиологии мозга, а также публикации по бихевиоризму, основоположником которого считается Беррес Фредерик Скиннер – один из самых влиятельных психологов середины ХХ века.
© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!