Вера в справедливый мир

Вера в справедливый мир нередко встречается у клиентов нашей психологической аналитической консультации «Успешные мозги». Вера эта удобна и опасна. Удобна она тем, что позволяет верующему не думать. Опасна тем, что несёт риски для тех, кто верит, и для тех, кто является объектом веры.

Случай №1 из нашей консультации психолога

Клиент психолога – мужчина, увлекающийся различными религиями и ЗОЖ. Мечтает уехать в джунгли – всё равно в какие, лишь бы там были племена – и основать там свою секту. Он рассчитывает, что в этой секте у него будет много материальных благ, т. к. местные жители будут на него работать и нести ему пожертвования. Также он рассчитывает, что там у него будет много жён из числа дочерей тех, кто на него работает и приносит пожертвования. Мужчина верит, что в джунглях с ним ничего плохого не случится – аборигены не убьют, звери не съедят – и успех его проекта предопределён высшими силами.

В процессе психологической консультации мы спросили мужчину, почему с ним не случится ничего плохого. Он ответил: «Я несу людям культуру и просвещение. Это благое дело, угодное высшим силам. Мир справедлив и устроен так, что если ты делаешь добро и не делаешь зла, то добро к тебе возвращается в многократном размере, и ты находишься под охраной высших сил. А дикие звери… если ты не боишься зверя или не показываешь ему своего страха, если ты любишь животных, то зверь это почувствует и тебя не тронет!»

Что сделали психологи на консультации? Традиционно сделали психологическую диагностику с помощью тестов и клинической беседы. У мужчины были диагностированы высокий уровень креативности и склонность к фантазиям, высокий уровень тревожности, высокий уровень шизоидности.

Психологи объяснили мужчине, что его шизоидность стимулирует и без того высокую креативность. Это может принять гипертрофированные формы вплоть до бредовых состояний и, следовательно, он может пойти на поводу у своих фантазий, и это может быть ошибочно и опасно. Но пока тревожность сдерживает его фантазии, и это тот случай, когда высокая тревожность может оказаться полезной.

Мужчина обещал нам серьёзно подумать прежде, чем принимать решение уехать к племенам и создавать там секту. Мы порекомендовали ему обратиться за консультацией к психиатру, но он отказался.

Через некоторое время этот мужчина опять обратился к нам, но уже по поводу личной жизни. Он рассказал, что в джунгли к племенам он так и не поехал и благодарен психологам за то, что они повлияли на его решение. Благодаря психологам мужчина остался в Москве и нашёл здесь женщину, которая, по его словам, занимается с ним сексом не хуже, чем воображаемая аборигенка из племени. Пока мужчина сожалеет только о том, что в племени у него было бы много женщин, а здесь в Москве только одна.

Мы напомнили ему, что он верит в справедливость мира, и что если ты делаешь добро и не делаешь зла, то добро к тебе возвращается в многократном размере. Не исключено, что по этой причине и женщин теперь у него будет много. Ведь мужчина продолжает нести людям добро и культуру.

Наш клиент психолога засмеялся и сказал, что благодаря нашей прошлой психологической консультации он стал скептически относиться к справедливости мироздания. И это мы восприняли, как хороший признак. Мужчина стал более здравомыслящим, адекватным реальности и критичным к своим фантазиям.

Вера в справедливый мир

Вера в справедливый мир (гипотеза справедливого мира, феномен справедливого мира) – это, с точки зрения психолога, когнитивное искажение (ошибка восприятия реальности). Основы гипотезы справедливого мира в психологии заложил Мелвин Лернер. Согласно вере в справедливый мир, люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хороших людей Бог, судьба и мироздание награждают, а плохих людей в конечном итоге Бог, судьба и мироздание наказывают.

Мелвин Лернер провёл интересный эксперимент в психологии. Он показывал испытуемым фотографии людей, которые, якобы, выиграли большие суммы денег в лотерею, и фотографии других людей, которые, якобы, проиграли большие суммы денег в лотерею. На самом деле никто из людей на фотографиях ни в каких лотереях не участвовал.

Лернер попросил испытуемых охарактеризовать людей на фотографиях, исходя из визуальных физиогномических признаков. Большинство испытуемых характеризовало «выигравших» более положительно, чем «проигравших». Мелвин Лернер предположил, что испытуемые наделяли «выигравших» положительными качествами потому, что подсознательно верили в то, что мир справедлив, и хорошие люди награждаются судьбой.

Исследователи Зик Рабин и Летиция Энн Пеплау пошли дальше. Они выделили в отдельную группу тех испытуемых, которые больше других наделили «выигравших» вымышленными положительными качествами. Исследователи предъявили испытуемым психологические тесты. Выяснилось, что те испытуемые, которые больше других подвержены вере в справедливый мир, отличаются от остальных специфическими психологическими свойствами личности и характера. Они более религиозны, авторитарны и консервативны. Они склонны соглашаться с общепринятым мнением, подчиняться авторитетным личностям и поклоняться политическим вождям. Также они нередко пренебрежительно относятся к дискриминируемым людям, к бедным, невезучим, социально обездоленным, т. к. в глубине души считают что мир справедлив, и пострадавшие получили по заслугам.

Вышеупомянутый Мелвин Лернер в своей совместной работе с Кэролайн Симмонз заметил, что жертвы насилия (в том числе, жертвы сексуального насилия) нередко обвиняются общественным мнением по принципу «сам или сама виновата». Если насилие было одноразовым, то у жертвы больше шансов получить общественные сочувствие и поддержку. Если насилие было многоразовым, то у жертвы меньше шансов получить общественные сочувствие и поддержку. Психологи исследователи Мелвин Лернер и Кэролайн Симмонз объяснили это тем, что в обществе распространена вера в справедливый мир и, следовательно, по мнению некоторых людей, если человек подвергался многократному насилию, то значит он получил то, что заслужил, и справедливо наказан, например сам провоцировал насилие в свой адрес.

Психологические исследования продолжил Уильям Райан. В 1971 году он ввёл в психологии термин виктимблэйминг – обвинение жертвы насилия в том, что она сама виновата в насилии.

Виктимблэйминг – явление, когда на жертву психологического или физического насилия возлагается полная или частичная ответственность за совершённые в её адрес насильственные действия, например за психологическую или физическую травлю, за несчастный случай или за сексуальное насилие.

Виктимблэйминг бывает со стороны агрессора, например для того, чтобы на суде оправдать своё поведение («Он сам виноват, он оскорбил меня и мою семью, я вступился за честь своей семьи (честь женщины) и убил его. Он получил по заслугам!»).

И виктимблэйминг бывает со стороны общества и свидетелей, если им это психологически, финансово или социально выгодно («Я, как свидетель, видел, что убитая жертва держала руки в карманах, там могло быть оружие, убийца выстрелил первым потому, что убитый сам его спровоцировал руками в карманах»).

Некоторые психологи считают, что такое явление, как слатшейминг – это начальная стадия виктимблэйминга.

Слатшейминг (термин происходит от английских слов slut — шлюха, shaming — стыдить) – это жёсткая критика и принижение людей (особенно молодых женщин и девушек), внешний вид и поведение которых трактуется критикующим, как нарушение традиций общества или семьи в сфере сексуальности. Слатшейминг может применяться и в адрес нарядно одетых, ухоженных молодых мужчин, которым критикующий приписывает немужественность или гомосексуальность. Психологическое, физическое, сексуальное насилие в адрес жертв слатшейминга с последующим обвинением самих жертв в нарушении общественных традиций и в сексуальных провокациях – это очень типично.

И в случае слатшейминга, и в случае виктимблэйминга мы сталкиваемся с общественной верой в справедливый мир – якобы, жертва сама виновата и получила по заслугам. В 1980 году Мелвин Лернер опубликовал замечательную книгу «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение», и мы очень рекомендуем клиентам нашей консультации психолога и всем интересующимся психологией прочитать эту книгу. Полезное чтение!

Причина распространённости веры в справедливый мир в том, что для некоторых людей нервно-эмоционально невыносима мысль, что несчастье может произойти с кем-либо (в том числе, с ними!) совершенно случайно, что действительность несправедлива, жестока и непредсказуема. Чтобы не думать об этом, чтобы не осознавать несправедливость и непредсказуемость окружающей действительности, у человека включаются различные виды психологических защит. По сути, вера в справедливый мир – это один из видов отрицания и рационализации одновременно, т. е. попытка человека отрицать несправедливость мира и рационально объяснить самому себе, что мир справедлив, предсказуем и логичен. В результате у верующего в справедливый мир снижается уровень тревожности. И вот чтобы избежать признания ошибочности своих представлений о справедливом устройстве мира, такие люди объясняют себе несправедливое событие, связывая его с поведением или свойствами жертвы, и тем самым одновременно обвиняют и принижают её.

Случай №2 из нашей консультации психолога

В нашу психологическую аналитическую консультацию «Успешные мозги» обратилась молодая женщина. Она студентка и живёт с матерью. Отца в семье нет. Женщина учится в институте на факультете психологии. Там же в институте она познакомилась с молодым человеком, он тоже студент, но учится на другом факультете. Молодые люди стали проводить время вместе. Женщина познакомила молодого человека со своей матерью, и тот ей очень понравился.

Через некоторое время молодой человек у себя на даче напоил свою подругу алкоголем и вступил с ней в сексуальную связь вместе со своими друзьями. Молодая женщина пришла к матери посоветоваться, что ей теперь делать: заявить об изнасиловании в полицию или попытаться простить молодого человека, т. к. она сама напилась и вела себя провокационно?

Мать ответила, что дочь сама виновата, т. к. молодой человек очень красивый, такая красота даётся Богом только тем, кто заслужил это в прошлых жизнях добрыми делами. По словам матери, такой красивый мужчина не может быть плохим человеком. Мать сказала, что она сама была бы счастлива иметь такого мужчину, но волею судьбы этот молодой человек достался её недостойной дочери, видимо для того, чтобы исправить её дочь, пусть даже путём страдания. Мать сказала, что вряд ли это было насилие, дочь сама всё спровоцировала и сама виновата. А если даже и было насилие, то через страдания дочь искупает свою вину и очищает душу. Мать сказала дочери ни в коем случае не обращаться в полицию. Также мать сказала, что это не дочь должна попытаться простить молодого человека. Наоборот это сама дочь должна просить прощения за недостойное поведение в пьяном виде и молиться, чтобы такой красивый и хороший мужчина её простил и воспитал в ней правильную женщину. Ибо так будет по-справедливости! После этого растерянная и запутавшаяся молодая женщина обратилась к нам в психологическую консультацию.

Что сделали психологи на консультации? Оказали первичную психологическую помощь. Снизили уровни тревожности и аффекта. Отправили к психотерапевту на курс психотерапии. Порекомендовали проконсультироваться с юристом, специализирующимся на сексуальном насилии. Порекомендовали расстаться с молодым человеком.

В общем, у нас, как у практических психологов, отношение к людской вере в справедливый мир очень критичное. Возможно, в этой вере есть какие-то плюсы. Но в реальной практике психолога мы чаще сталкиваемся с минусами веры в справедливый мир.

© Авторы Игорь Ширяев и Лариса Ширяева. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!