Психологи Игорь и Лариса Ширяевы, психологическая аналитическая консультация «Успешные мозги», публикация в журнале «Престижное воспитание», № 3, 2000 год, статья «Психология успеха для детей».
Есть люди, словно магнит, притягивающие к себе удачу. Обыватель называет это везением, маги и колдуны ссылаются на перст судьбы. Но для психолога-психотехнолога очевидно иное: удачливые люди живут по-другому. Внешне они отличаются от окружающих тем, что по-другому улыбаются и говорят, по-другому двигаются и смотрят на собеседника. На самом деле различия еще глубже: они по-другому мыслят и чувствуют. Психологи знают, что всё это – алгоритмы и психотехнологии. Психологи умеют это воспроизводить, применять и воспитывать. Интересно? Читайте дальше!
Помощь психолога: притяжение удачи и воспитание успешного человека
Хронически удачливые люди в абсолютном большинстве случаев обладают небанальным, отличным от массового, содержанием психической жизни. Они в лучшем смысле исключительны по своему мышлению, эмоциональному реагированию и ценностным ориентациям. Свое необычное психологическое содержание удачливые люди распространяют вовне через свой стиль поведения: манеру держать себя, двигаться, улыбаться, говорить. И мир не в силах противостоять их психологическому натиску: им предоставляют руководящие посты и выгодные контракты, у них, как правило, удачно складывается личная и семейная жизнь. Серия первых удач закономерно приводит к последующим и в результате — к постоянному социальному и личностному успеху.
Идея специального воспитания, предопределяющего жизненный успех ребенка, чрезвычайно привлекательна для родителей и педагогов. Эта идея особенно актуальна в переходный период развития общества, сопровождающийся жесткой конкуренцией. Но её осуществлению сопутствует целый ряд проблем.
Опыт нашей психологической консультации «Успешные мозги» показывает, что такое специальное воспитание должно быть, как это ни странно, демократичным. Приходится задумываться и о том, подойдёт ли оно вашему ребенку. Надо учитывать и то, какой возраст наиболее сенситивен, восприимчив к задачам и методам такого воспитания. Практика психолога показывает, что в одних случаях следует предпочесть индивидуальные, а в других — групповые формы воспитания.
В воспитании, нацеленном на социальный и личный успех, сегодня не могут не смешиваться принципы русской духовности и педагогики со стандартами европейского образования. Как сочетать эти качества, чтобы не привести ребенка к расколу личности? А каковы отдаленные результаты этих усилий? Психологам и педагогам необходимо правильно выбрать содержание, длительность и интенсивность воспитательных воздействий и меры по их поддержанию.
Многолетний опыт работы нашей психологической консультации в этой области показывает, что практика подтверждает теоретические ожидания. Примерно четверть детей предрасположены к воспитанию, ориентированному на их социальный и личностный успех. У таких ребят хорошо развиты восприятие, мышление, внимание и память, а также мотивы, т. е. причины их стремления к успеху. Они, иначе говоря, имеют внутренние ресурсы, которые можно назвать талантом успешности. Нам удалось подобрать блок методик, помогающих выявить перспективных в этом плане детей.
Сказанное ни в коем случае не означает, что остальным удача в жизни «не светит». Система воспитания, работающая на социальный и личностный успех человека, чрезвычайно демократична и применима к абсолютному большинству детей. Она, собственно, и создана, чтобы развивать у них необходимые для этого качества. Успех — категория обширная и вмещает в себя понятия личной жизни, самореализации, карьеры, здоровья. Любой ребенок обязательно предрасположен к той или иной форме успеха. Поэтому на диагностическом этапе у нас, как у психологов, задача не отсеять неперспективных, а оптимально определить направленность развития каждого с учетом его интересов, способностей и ценностных ориентаций.
Психологическая диагностика, проводимая в нашей консультации психолога «Успешные мозги», позволяет предположить, что оптимальная чувствительность и предрасположенность к воспитанию будущей успешности проявляется у подростков после 14 лет. Верхняя граница периода уходит далеко во взрослую жизнь, подтверждая пословицу, что учиться никогда не поздно.
Сравнительно позднее проявление этой сенситивности к воспитанию успешности обусловлено тем, что понятия «успех» и «успешность» складываются в уме ребенка только в результате достаточно длительного накопления им жизненного опыта. Способность осознавать эти понятия говорит об определенной зрелости, об определенном уровне развития его личности. Даже у многих взрослых сенситивность подобного рода выражена чрезвычайно слабо или не проявляется в принципе. Этому способствуют исторические особенности менталитета, традиций и воспитания в нашей стране.
Однако бурные социальные изменения последних лет вынуждают многих людей соответствовать критериям успешности. Развитие в этом направлении подчас является единственным способом обеспечить себе стабильность в нестабильном обществе. После памятного всем августовского кризиса резко повысилась мотивация к успеху. Дети, как чуткий барометр, отразили этот процесс в полной мере. В ближайшее время – можно это смело прогнозировать – барьер сенситивности к воспитанию успешности понизится до планки «12 лет». Но как бы то ни было, только специалисты – психологи и педагоги – могут определить, готов ли ваш ребенок к воспитанию успешности.
Наша система методик, разработанная в психологической аналитической консультации «Успешные мозги», сочетает в себе глубокий гуманизм по отношению к ребенку и жесткую технологичность воспитательного процесса. В этом смысле мы преемники элитного, но сурового воспитания в традициях Царскосельского лицея. Мы опираемся на достижения гуманистически ориентированных западных специалистов Роджерса, Маслоу, Франкла и жестко технологичных Торндайка и Скиннера. Такой противоречивый коктейль подарил нам удивительную радость: несмотря на трудность занятий, улыбка не сходит с детских лиц, а результативность достигает высочайшего уровня.
Основу нашего метода составляют психологические видеотренинги и учебно-деловые игры. Тематика их направлена на развитие многосторонней успешности. В психологически щадящих условиях моделируются чрезвычайно острые, часто болезненные ситуации, с которыми старшеклассник непременно сталкивается или столкнется в ближайшем будущем. Как добиться уважения коллектива, как найти равновесие между свободой и ответственностью, как помочь себе и другому в психологическом кризисе, как успешно пройти собеседование при будущем приеме на учёбу или работу. Запретных тем или проблем нет, но существуют темы и проблемы, к которым школьник пока не готов. В процессе психологических тренингов и игр мы интенсивно прорабатываем ситуации в зоне ближайшего развития ребенка, выход из которых ему иначе (в случае если бы мы не помогали) пришлось бы искать будучи к ним не подготовленным или находясь в состоянии аффекта – бурного неуправляемого переживания. А здесь, на наших занятиях с психологами, дети учатся в атмосфере юмора и свободного творчества.
В работе активно используются видеокамеры, которые фиксируют поведение и речь детей. В результате дети видят себя глазами и слышат себя ушами стороннего наблюдателя, и эта наглядность творит чудеса. Ребенок сам отслеживает и анализирует свои промахи и достижения, привыкает адекватно на них реагировать. Взрослые избавляются таким образом от бесконечных и бесполезных нравоучений и наставлений, а дети приобретают залог для своего успешного дальнейшего развития.
© Авторы Игорь Ширяев и Лариса Ширяева. Журнал «Престижное воспитание», № 3, 2000 год, статья «Психология успеха для детей». Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!