Люди ведь не меняются, правда? Психолог не может изменить человека?

Вопросы психологу: Люди ведь не меняются, правда? Психолог не может изменить человека?

1. Предисловие из практики семейного психолога

Обычно вопросы на тему изменения человека задают клиенты психолога в ситуациях, когда у наших клиентов не ладятся отношения с близким человеком. Например, с мужем, женой, родителями. Насчет детей такие вопросы психологу задают реже. Обычно взрослые люди, например родители, считают, что детей можно изменить воспитанием.

Так, где же истина? Меняются люди или нет? Может ли один взрослый человек изменить другого взрослого человека? Ну, чтобы удобнее с ним жить было… А если у обычного человека не получается изменить кого-то, то может ли профессиональный психолог изменить постороннего человека под заказ клиента?

Вы даже не представляете, сколько раз мы слышали подобные вопросы на нашей консультации семейного психолога! Нередко люди сами спешат ответить на свои же вопросы, даже не дожидаясь наших ответов.

Ниже мы собрали фразы наших клиентов на консультации семейного психолога касательно того, можно ли изменить близкого человека:

«Нет, люди не меняются! Он всегда таким был и таким сдохнет!»
«Как это люди не меняются?! Любить надо уметь! Любовью можно любого человека изменить!»
«Бить надо было вовремя! А сейчас уже поздно, сейчас только убивать…»
«Нужно быть мудрой и хитрой. Мужчиной нужно уметь управлять, но так, чтобы он этого не замечал!»
«Молиться нужно! Молитва может любого человека изменить!»
«У знакомого психиатра таблетки возьму и буду тайком в еду подмешивать. Изменится, как миленький!»
«Учить и воспитывать нужно! Люди, как животные, их дрессировать нужно!»
«Колдовством и приворотом можно человека изменить!»
«Нужно запугивать и принуждать. Страну спасут расстрелы, а семью насилие!»
«Вера в Бога человека меняет. Даже страшные грешники меняются и святыми становятся…»
«Ещё как меняются люди! В семье, как в армии. Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»
«Страх должен быть в человеке. И верность традициям должна быть. Вот поэтому раньше семьи крепкие были. И люди друг под друга приспосабливались и менялись…»
«Гипноз может изменить человека!»
«Любой человек – личность с рождения. Изменить человека нельзя в любом возрасте. Даже ребёнка!»
«Любого человека можно изменить! Концлагерь и пытки изменят. К сожалению, у меня нет своего концлагеря, а то бы я развернулась… Ну, ничего. Мужа – на службу, ребенка – в Суворовское училище. Слушаются меня беспрекословно!»
«А зачем кого-то менять?! Не нравится – пошел вон! Найду себе более подходящего!»

2. Что говорит наука психология?

Психика человека – многофакторная система.

1) Неизменяемые характеристики психики. Есть врожденные свойства психики, неизменяемые вообще, или изменяемые в очень небольших пределах. Почти неизменяемые. Они обусловлены генетически. Изменить их в значительной степени невозможно никакой квалификацией психолога и никакими деньгами. Например, темперамент и интеллект.

А) Темперамент. Что бы вы ни делали: применяли насилие или поощрение, воспитывали мягко или жёстко, молились, любили, объясняли, приказывали, обращались к психологу, но тип нервной системы, называемый темпераментом, – это врождённое неизменное свойство психики.

Например, флегматик не станет холериком. Временно можно подавить внешнее проявление психики, т. е. поведение, но внутренне человек останется таким же и при малейшей возможности будет демонстрировать своё прежнее, свойственное своему истинному темпераменту, поведение.

Да, в психиатрических больницах могут применить определенные медицинские препараты. Под воздействием препаратов, например возбудимый лабильный психопат-холерик в поведении может временно выглядеть флегматиком или меланхоликом. Но тип нервной системы не изменится. Как только препарат выйдет из организма с обменом веществ, пациент опять станет холериком. Если препарат накопительного типа, то выходить из организма он будет очень долго. Но тип нервной системы не изменится.

Да, нервные реакции можно либо подавить, либо усилить внешним воздействием. Например, человека можно запугать. Можно успокоить. Можно возбудить. Можно ввести специализированное лекарство. Можно затормозить нервные реакции суггестией (гипнозом). Временно!

Например, у больного может наступить стойкое улучшение психического здоровья – ремиссия. Например, к здорового может значительно улучшиться его психологическое состояние, и его поведение может стать более удобным для окружающих. Но это всё временно. Потом тип нервной системы возьмет своё. На длинной дистанции биология сильнее психиатра, сильнее психолога, и тем более сильнее мужа или жены. К счастью, не во всех характеристиках психики биология сильней, но касательно типа нервной системы (темперамента) это так.

Б) Интеллект. Интеллект врождён и обладает низкой степенью пластичности. Образование можно увеличивать почти бесконечно. Интеллект – нет.

Нужно ли тренировать и развивать интеллект? Несомненно, да. Очень часто люди не используют в полной мере тот врожденный уровень интеллекта, который им подарила природа.

При наличии врожденно высокого уровня интеллекта, можно в значительной степени тренировать и развивать интеллектуальные навыки, например умение решать математические задачи. Но сама база – врожденный уровень интеллекта – изменяется очень мало. Почти не изменяется.

Тренировка интеллекта сводится к умению пользоваться тем богатством, которое человеку подарила природа – врождённому уровню интеллекта. Научить пользоваться можно и нужно! Расширять образование и кругозор – обязательно! Формировать и развивать новые интеллектуальные навыки – это прекрасно! Но уровень интеллекта неизменен. Интеллект подобен мечу – меч из бронзы не станет равен дамасской стали. Но мечом из бронзы тоже можно научиться владеть.

2) Трудно и непредсказуемо изменяемые характеристики психики. Есть воспитанные в раннем детстве (в сенситивные периоды) качества личности, которые теоретически изменяемы, но сделать это трудно – нужны долгое время и (или) сильные воздействия. Например, ценностные ориентации – базовые человеческие ценности, касающиеся мировоззрения. Что такое добро и зло, в чем суть свободы, зачем жить и т. п. Ценностные ориентации – основа личности и характера.

Как правило, ценностные ориентации (нестрогий термин – духовность) закладываются в детстве и запоминаются так же прочно, как например родной язык. Можно ли отучить человека говорить на родном языке и сделать так, чтобы чужой язык стал ему понятней, ближе и естественней? Теоретически можно. Надо вырвать человека из родной ему языковой среды и создать ситуацию, в которой ему придётся говорить на чужом языке. Нужно делать это долго. Желательно, чтобы это сопровождалось сильными эмоциями: положительными или отрицательными.

Вот поэтому так трудно изменить близкого человека в семье. Его поведение и взгляды на жизнь во многом определяются ценностными ориентациями. Верность или супружеские измены, деньги в дом или воровство денег из дома, доброжелательность к близким или конкуренция с ними, жизнь по христианским заповедям или по уголовным понятиям, — всё это (и ещё многое другое!) определяется ценностными ориентациями.

Теоретически это можно изменить. Практически это иногда удается изменить с помощью длительного и (или) сильного воздействия. Например, человека может изменить война потому, что это очень сильное воздействие. Иногда человека может изменить длительное образование потому, что это длительное целенаправленное воздействие! Иногда человека может изменить хороший психолог потому, что это, как правило, и длительное и сильное воздействие. Но труда будет много, результат непредсказуем. Тут кто победит: сформировавшаяся личность или психолог… Личность или война… Личность или образование… Непредсказуемо.

3) Легко изменяемые характеристики психики. Их может изменить психолог – он сделает это эффективно, быстро, профессионально. Их может изменить близкий человек – он будет делать это дольше и менее эффективно, чем психолог, но в итоге вполне может добиться результата. Их могут изменить обстоятельства – как правило случайно и непредсказуемо.

К легко изменяемым характеристикам психики относятся, например, эмоции, настроение, бытовые привычки, навыки учиться или работать, некоторые аспекты сексуальности (не все!), привычки реагировать на внешние обстоятельства, например на опасность или на подарки, — в общем, с одной стороны очень много всего, а с другой стороны, куда менее значимое, чем первые два пункта.

Уметь отличить пункты: первый от второго и от третьего – это вопрос наличия аналитического мышления, профессиональных психологических знаний и опыта (интуиции). Можно сказать, что это высокое искусство.

3. Каковы результаты в практике психолога?

Случай 1. На консультацию психолога обращается семейная пара по поводу своего 74-летнего родственника. По описанию он похож на шизоидного психопата. У него были разовые проблемы с законом. Психологические проблемы с близкими наблюдаются давно и драматично. Запрос семейной пары к психологу: «Измените его сами или научите нас, как мы можем его изменить!»

Результат закономерно отрицательный. За этот запрос психологу нет смысла даже браться. Этот запрос касается третьего лица, что снижает шансы на успех и не всегда этично. Судя по рассказу, данный случай относится к пунктам 1) и 2) – тип нервной системы и ценностные ориентации. Под вопросом психическое расстройство или, как минимум, возрастные изменения. Что тут может сделать психолог, тем более заочно? Фактически ничего. И родственники фактически ничего. Рекомендация психолога семейной паре: дайте человеку дожить спокойно. Живите отдельно, но заботьтесь о нем и будьте великодушны. Ещё неизвестно, какими вы сами будете в старости.

Случай 2. Жена приводит мужа на консультацию психолога в связи с его постоянными сексуальными изменами. Мужчина объясняет, что жену он любит, огорчать её не хочет, но скука провоцирует его на сексуальные измены. Причем скука не сексуальная, а в широком смысле. Говорит, что ему не хватает драйва.

Результат работы психолога. Разработали план совместных драйвовых приключений мужа и жены. Разработали и подписали договор, в котором они оба обязались этот договор выполнять. Приключения обязательно совместные, эмоционально яркие и драйвовые. Причем приключения, как сексуальные, так и не сексуальные. За нарушение договора – штрафы и санкции.

После посещения психолога пара приходила на контрольную консультацию дважды: через месяц и через полгода. По их словам, в семье довольство друг другом и гармония.

Скорей всего, это был классический пункт 3) – эмоции, бытовые привычки и некоторые аспекты сексуальности. Есть шансы, что благодаря психологу пара стала психологически благополучнее, им удалось избежать и развода, и дележки имущества, а двое детей продолжают жить в полной семье.

4. Выводы

Меняются ли люди? Может ли психолог изменить человека? Непростые это вопросы. Универсального ответа нет. Ответ в каждом конкретном случае зависит от очень многих факторов. Нельзя сказать, что всегда да. И нельзя сказать, что всегда нет.

Умение понять, можно ли изменить данного человека: в чем да, а в чем нет – это высокое искусство.

Итоговые выводы простые. Учитесь психологии – это перспективно. Обращайтесь к хорошему психологу – это выгодно. Осознанно выбирайте партнера – ведь многое не удастся изменить никогда. Не отчаивайтесь – кое-что в человеке иногда можно изменить, но иногда проще поменять партнера.

© Авторы Игорь Ширяев и Лариса Ширяева. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!

 
67180096