«Доктор, а поможет?»

В каких случаях психолог может очень хорошо помочь клиенту? В каких случаях результат работы психолога будет умеренно хорошим? Когда психолог бессилен? От чего еще, кроме квалификации психолога и мотивации клиента, зависит результат психологической помощи в форме психологической консультации, психотренинга или чего-то подобного?

«Доктор, а поможет?» На консультации (и даже раньше – при первом звонке клиента по телефону) психолог слышит этот вопрос регулярно. Ну, может, не в такой «анекдотической» форме, но смысл от этого не меняется. Клиент психолога на консультации желает знать, каковы перспективы его будущих вложений времени, сил и денег. Абсолютно логичное и правильное желание! Закономерный вопрос!

А знает ли сам психолог ответ на этот вопрос? Знать точно — конечно, не знает! Но хороший психолог прогнозировать, с высокой степенью вероятности правильного ответа, – может!

Давайте мы сейчас вынесем за скобки обсуждение компетентности психолога, желания психолога «любой ценой» обнадежить расстроенного клиента, желание психолога заработать и т.п. Поставим проблему в «чистом виде»: вот есть «честный хороший человек» – компетентный психолог, и есть «несчастный хороший человек» — клиент психолога с деньгами и с желанием, чтобы ему помогли. В каких случаях психологическая помощь, например, серия консультаций психолога, или курс психотерапии, будет эффективна, а в каких не очень? И почему?

В психотехнологическом смысле, любой человек – это совокупность реакций. Вовне – в виде поведения и речи. И вовнутрь – в виде базовых психологических процессов: мышления, проявления чувств и эмоций и т.п.

1. Если поведение и речь человека естественным образом (без насилия над собой) соответствуют внутренним процессам (например, эмоциональным переживаниям), а также если поведение и речь человека адекватны социальным нормам в данном сообществе (законам и традициям), то человек, в большинстве случаев, живет в обществе довольно комфортно и адаптивно. По крайней мере, без трагических конфликтов.

2. Если внутренние психологические процессы в человеке по своим параметрам соответствуют норме (каждый в отдельности), а также не противоречат друг другу, не являются разнонаправленными психологическими векторами (например, сильный конфликт мотивов), то человек, в большинстве случаев, живет довольно комфортной и гармоничной внутренней психологической жизнью.

Вышеперечисленное – очень упрощенный взгляд на психологический комфорт, социальную адаптивность и человеческое счастье, но суть без деталей он передает верно.

Задача психолога на психологической консультации или во время психотерапии – привести в порядок внутренние и внешние психологические реакции. В этом техническая суть психологической помощи.

Так вот, все психологические свойства и процессы (всё происходящее в душе клиента психолога) можно условно разделить на несколько видов, в зависимости от времени возникновения и условий формирования этих свойств и процессов.

1. Врожденное. Те психологические свойства и процессы, которые появились у клиента психолога генетически. А также следствие условий беременности и прохождения родов. Например, тип нервной системы, темперамент, интеллект, родовая травма мозга и т.п.

Никакая консультация самого хорошего психолога не изменит ваш темперамент, сколько бы вы ни старались, и сколько бы психолог ни говорил вам, например, что не надо так нервно возбуждаться! Это врожденная характеристика нервной системы, и она не корректируема. Возможно лишь в результате психологического тренинга научить клиента психолога «хорошо себя вести», т.е. имитировать нужный или одобряемый тип поведения.

Какие бы институты вы ни оканчивали и какие бы образовательные психологические тренинги ни проходили, вы не станете умнее! В основном, увеличивается образованность, т.е. общий кругозор и специальные знания. Интеллект увеличивается в результате интеллектуальных упражнений, например, в результате применения методов проблемного обучения или психологических тренингов интеллекта, но довольно незначительно. В пределах отпущенного природой (врожденно заложенного) допустимого коридора параметров. Чуть лучше или чуть хуже – не более того.

2. Приобретенное в сенситивный период. Сенситивный период – это период, наиболее благоприятный для формирования тех или иных психологических свойств, качеств и навыков. Для каждого свойства и навыка – свой сенситивный период.

Например, речь эффективно формируется в периоде вокруг одного года. Попробуйте выучить иностранный язык во взрослом возрасте, и вы сразу почувствуете разницу. А если вы не учите язык, как конкретный навык, а пытаетесь сформировать речь у человека, который пропустил сенситивный период? Шансов полноценно научить взрослого человека речи очень мало. Феномен Маугли.

То же относится, например, к формированию сексуальности. Вот как сформируется в сенситивный период – так всю жизнь и будет.

Те психологические свойства и процессы, которые появились у клиента психолога в сенситивные периоды, намного пластичнее, чем врожденные. Методами психологического тренинга и психотерапии их можно изменить, хотя и тоже в ограниченных пределах. То, на что в сенситивный период уходит небольшое количество сил и времени, во взрослом возрасте требует значительно больших усилий. Это как иностранный язык выучить во взрослом возрасте.

Но здесь все зависит от деталей. Например, сексуальность более пластична, чем речь. Умение выстраивать постоянные отношения и быть в них счастливым, еще более пластично и изменяемо, чем сексуальность. Хороший психолог всё это знает. На консультации психолога или в результате психологической диагностики вполне реально определить, что клиент и психолог могут улучшить разумными совместными усилиями, что потребует огромных сил и вложения больших денег, а что у взрослого человека увы некорректируемо, как например, несформированная человеческая речь у Маугли в 40 лет.

Честный компетентный психолог об этом клиенту сообщает. Если так, неприятных неожиданностей дальше, как правило, не возникает. Процедура психологической помощи превращается в пусть трудную, но в планомерную работу. Скорей всего, если провести серию психологических консультаций, правильно подобрать методики психотерапии, разработать и провести психологический тренинг, ориентированный на индивидуальные особенности личности данного клиента психолога, то результат будет умеренно хорошим. То, что возможно изменить и улучшить, психолог изменит и улучшит. А то что невозможно, будет объяснено клиенту, и он научится как-то с этим жить.

3. Приобретенное в стрессовой ситуации. Те психологические свойства и процессы, которые появились у клиента психолога в стрессовой ситуации запоминаются организмом так же крепко, как сформированные в сенситивный период.

Например, проблемы с возбуждением и оргазмом после изнасилования. Например, комплекс психологических реакций, называемый поствоенным психозом.

Приобретенное в сенситивный период и приобретенное в стрессовой ситуации конкурируют в душе клиента психолога на равных. И в этом случае на консультации психолога или в результате грамотно проведенной психологической диагностики вполне реально определить: что в психике клиента психолога корректируемо и в каких пределах, а что трогать бесполезно, т.к. это запечатлелось в душе на всю оставшуюся жизнь.

Эффективная психологическая помощь заключается не только в том, чтобы помогать, но и в том, чтобы заранее спрогнозировать, в чем именно помощь психолога реальна, сколько времени, сил и денег на это понадобится, а что невозможно изменить никакими деньгами самого мотивированного клиента и никаким трудом самого компетентного психолога.

К сожалению, у почти любого клиента психолога есть некий некорректируемый «сухой остаток» психологических проблем. У одних он больше, у других он меньше. С этими некорректируемыми проблемами нет смысла технически, и нечестно по отношению к клиенту работать дорогостоящими методами психотерапии и психологического тренинга, нацеленными на изменения, которых все равно не удастся достичь. Значительно правильнее, честнее и перспективнее, адаптировать клиента психолога к социальной и личной жизни с учетом того, что некоторые проблемы реально сохранятся.

Спокойный психологический комфорт в этом случае намного перспективнее, чем иллюзорная несбыточная надежа на большое счастье. А достичь этого можно очень просто – серия консультаций психолога, нацеленных на адаптацию к некорректируемым проблемам.

Это, конечно, вовсе не означает, что психолог и его клиент должны опускать руки при минимальных трудностях, но понимать границы выполнимого и, главное, понимать их как можно раньше – это очень важно. В конце концов, дело ведь не только в потраченных деньгах клиента и в репутации психолога. Дело в том, что жизнь любого человека конечна, и помимо получения помощи у психолога, человеку еще желательно успеть воспользоваться результатами этой помощи и пожить хорошо.

4. Приобретенное в спокойной ситуации во взрослом возрасте. Для профессионального психолога – это самый легкий для коррекции вид психологических свойств и процессов. Запечатлевание в психике даже сильных воздействий этого вида пластично и вполне корректируемо. Например, конфликт между мужем и женой, не затрагивающий их ценностных ориентаций, в работе семейного психолога. (По умолчанию мы предполагаем, что муж и жена психически нормальны и оба искренне мотивированы разрешить семейный конфликт.) Или неумение эффективно учиться. Или неумение выстраивать постоянные отношения. Или неумение зарабатывать разумные деньги (речь не об олигархическом богатстве). Или отсутствие навыка уверенного поведения, расслабленного поведения, сексуально раскрепощенного поведения и т.п. Всё это, в большинстве случаев, связано с коррекцией несформированных или сформированных неадаптивно «взрослых» навыков поведения. Сенситивные периоды на это влияют не очень значительно. Неудачи, стрессы, фрустрация (эмоциональное переживание неудачи) и даже психологические травмы оказывают весьма ограниченное влияние. Помощь психолога (в виде серии консультаций психолога, курса психотерапии и психологического тренинга) будет, скорей всего очень эффективна. При условии, конечно, что психолог компетентен, клиент мотивирован, и оба являются психически нормальными людьми.

Таким образом, ответ на вопрос: «В каких случаях психолог может эффективно помочь клиенту, и в какой степени эффективно?» — в психотехнологическом смысле сводится к отнесению психологических свойств и процессов у клиента психолога к тому или иному типу. Это, в большинстве случаев, психолог может сделать на консультации. В затруднительных случаях рекомендована процедура психологической диагностики, которая должна точно (в цифрах!) охарактеризовать эти самые психологические процессы и свойства.

Далее начинается немного «блуждания в тумане», т.к. внутри каждого вышеперечисленного типа есть вариации. К счастью, за последние десятилетия в психологии накоплено огромное количество статистики касательно работы с теми или иными людьми и их психологическими проблемами. Поэтому на заданный впрямую или молчаливо подразумеваемый вопрос клиента: «Доктор, а поможет?» — честный компетентный психолог вполне может ответить. Пусть не на первой консультации психолога, но на второй-третьей очень часто. Клиенту психолога просто надо не стесняться этот вопрос задавать. А профессиональному психологу нужно научиться на этот вопрос достоверно отвечать (не высасывая ответ из пальца). И это вполне реально!

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: consult@uspeshnie-mozgi.ru Будем рады помочь Вам!

 
67180096