Home 20 Статьи по психологии 20 Психолог: «Я не даю советов!»

Психолог: «Я не даю советов!»

«Я не даю советов!» — как попугаи, повторяет большинство психологов.

Их так учили. Многие психологи боятся давать советы. А вдруг это будет насилием над психикой клиента? А вдруг совет окажется неверным, и за него придется нести моральную и психологическую ответственность? А вдруг клиент после совета психолога покончит жизнь самоубийством? Страшно! В психологи часто идут тревожные люди. И кстати, хорошие психологи, в большинстве своем, тревожные и добрые. Правда не всегда умные, но это уже совсем другая тема.

Проблема только в одном. Запутавшийся в своей ситуации клиент приходит к психологу именно за тем, чтобы ему дали совет, что делать дальше. А психолог начинает юлить: «Я советов не даю. Правда могу дать рекомендацию…», «Вы сами должны найти решение, я буду только создавать условия, чтобы вы его нашли…», «Это сложная психотерапевтическая проблема. Чтобы вам ее решить нужна длительная психотерапевтическая сессия, много-много сеансов…»

Психолог должен уметь давать адекватные советы, когда клиент этого требует. Психолог должен уметь нести ответственность за свои советы перед собой и клиентом. Работа психолога немного похожа на работу адвоката. Психолог отстаивает интересы клиента, какие бы глупости и ошибки не натворил в жизни перед этим человек, пришедший к психологу. Вы когда-нибудь слышали об адвокатах, которые боятся давать советы? Зачем вообще нужны такие адвокаты?

Иногда хочется, чтобы психологов привлекали к ответственности за пустую болтовню и неоказание помощи в трудной для клиента ситуации. Как капитана корабля за оставление людей в критической ситуации.

Зачем психологи так себя ведут? Ответы простые: от трусости, от глупости, и от желания развести клиента на длительную психотерапевтическую сессию.

1. Тревожный психолог (а большинство психологов тревожны!) боится ответственности.

2. Не очень умный человек («Психологи – интеллектуальные отбросы общества!» — как-то в отчаянии произнес наш преподаватель в ВУЗе) тупо повторяет то, что сказали до него еще во времена Фрейда. Тогда не только в литературе и политике был принят эзопов язык, но и в психологическом консультировании. Но времена изменились. На прямые вопросы нужно уметь давать конкретные ответы и уметь за них отвечать своей профессиональной репутацией.

3. Расчётливый психолог с позицией трусливого менеджера, а не специалиста-психолога, лоббирует, что только объемные психотерапевтические сессии или бесконечные многоступенчатые тренинги являются эффективной помощью клиенту, а всё остальное как бы неэффективно. И попробуй только честный психолог утверждать обратное! На профессиональных форумах тебя «с говном съедят»!

Действительно, есть клиенты, которым необходима такая объемная психотерапевтическая помощь. Но их не так много. Нас не окружают сплошь психбольные и неадекватные люди. Большинство обычных клиентов психолога вполне нормальны и пришли именно за советом, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И этот вовремя поступивший компетентный совет может направить жизнь клиента совсем по новому руслу. Иногда можно изменить жизнь человека в лучшую сторону одной вовремя сказанной верной фразой. Проверено нами на собственном профессиональном опыте!

Ведь ходили же раньше люди к мудрецам. Ходили и ходят к священникам. Ходят к адвокатам. Никто из этих специалистов, как правило, не впаривает клиентам многомесячные сессии, тренинги, курсы. Человек приходит за помощью – и уходит, получив эту помощь. И это правильно. Мы не рождены для того, чтобы бесконечно ходить к психологу. Есть в жизни занятия поинтереснее и поважнее!

Психологи – тоже люди. Они бывают неадекватны. У них может быть некачественное образование. У них могут быть ошибочные взгляды на жизнь и профессию. Это на сегодняшний день факт, и с этим фактом приходится считаться потребителю – человеку, который обращается за помощью к психологу.
© Авторы статьи психологи Игорь и Лариса Ширяевы.

Мы в Google+